СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методобъединении "Педагогические технологии воспитания толерантности у детей с ОВЗ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие,

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методобъединении "Педагогические технологии воспитания толерантности у детей с ОВЗ"»

Педагогические технологии воспитания толерантности у детей с ОВЗ

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. 
Таким образом, актуальность проблемы налицо - ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). 
Что же такое толерантность? 

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. 
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. 
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. 
Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. 
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. 
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. 
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Выбирая методики воспитания толерантности, необходимо учитывать контингент воспитанников. В школе-интернате для детей с ОВЗ свойственна агрессивность, эмоциональная нестабильность; поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться; “перегруженность” отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами и др.) 

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. 
Для плодотворного воспитания детей необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. 
Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Работа всего педагогического коллектива должна быть направлена на преодоление и коррекцию этих и других отклонений. Наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение иных культур. Применение на практике только одного этого подхода, в отрыве от других форм воспитания не даёт ожидаемого результата. Необходимо гармоничное сочетание многих форм: моделирование ситуаций, в которых "враги" вынужденно работают вместе или доказывают друг другу свои позиции: умение конструктивно решать, находить компромисс в конфликтных ситуациях; системы запретов нетолерантного поведения на бытовом уровне, беседа, дискуссия, метод самореализации, метод соревнований, анализ конкретных жизненных ситуаций, создание и анализ проблемных ситуаций, метод поощрения, пример, элементы социально-психологического тренинга. 

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, уважение и терпимость к старшим, физически и психически больным людям; понимание сути "инакости", отличности от других. 
Из всего этого следует, что воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Приоритетными направлениями являются личностное развитие, основы социализации и общения: становление личностной позиции “ Я – сам”, “Я – другие”, воспитание ответственности за свои поступки, формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку вступить в контакт. Именно через эти направления красной нитью проходит воспитание в духе толерантности. Личностное развитие и развитие в детях толерантности невозможно разграничить. 
Несколько слов о формах работы. Интересен курс занятий О. В. Хухлаевой “Тропинка к своему “Я”, рассчитанный 1-8 класс. Занятия построены в увлекательной для детей форме, состоят из тестов, тренингов, игр, дискуссий. Вот некоторые темы занятий: “Конфликты и Я”, “Социальное восприятие: как узнавать другого человека?”, “Эмоциональный мир человека”, “Я – концепция и её ключевые компоненты”. Активно применяются и игровые методики Н.Е. Щурковой , ведь невозможно переоценить роль игры в воспитании детей. 
Особое внимание уделяется играм раздела “Я – человек моральный”. Эти игры направлены на развитие способности содействовать благу другого.

Каждая имеет конкретную цель: либо – пробуждение интереса к другому, либо – научение общению с другим, либо – тренинг в поведении по отношению к другому, либо в признании непохожести Другого на тебя и формировании уважения уникальности каждого.

Интересны игры и других разделов, например, “Проблемы и аргументы”, “Разброс мнений”, “Парадоксы жизни” и другие многие формы работы: классные часы, беседы, разговор по душам, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, телепередач с последующим обсуждением. 
Воспитание толерантности – одна из задач такого направления воспитательной работы, как “Основы гражданского самосознания”. Именно на мероприятиях в рамках этого направления дети расширяют знания из области граждановедения; знакомятся с национальной и другими культурами, религиями, традициями; обсуждают и раскрывают для себя качества, которыми должен обладать гражданин, достойный своей страны. 

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. 
В основе педагогической деятельности воспитателя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. 
Подходы к воспитанию толерантности 

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, нужно опираться на личностно-ориентированный и деятельностный подход.

Принципы и правила позволяющие построить процесс взаимодействия с воспитанниками. 

Принцип целенаправленности 

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. 
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей 
Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. 
Принцип культуросообразности 

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью 
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. 
Принцип уважительного отношения к личности 
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. 
Принцип опоры на положительное в ребенке 
Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми. 

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности 

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. 
Принцип единства знания и поведения 
Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. 
Принцип диалогичности и сотрудничества 
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура. 
Принцип воспитывающей рефлексии 
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. 
Ожидаемые результаты.

Модель толерантной личности 
Это гуманная личность, которую характеризуют: 
уважение прав, свобод и достоинств других людей; интерес к людям, общительность; 
терпимость, умение уживаться с другими; сформированная потребность в охране и защите своего здоровья и всего живого; владение коммуникативными способностями. 
Это творческая личность, которой присущи: 
стремление к развитию индивидуальных способностей; постоянному обогащению внутреннего мира; готовность к самосовершенствованию. 
Это здоровый человек: 
физически развитый; не имеющий вредных привычек; владеющий приёмами и способами оздоровления своего организма; имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни. 
Это ответственная, добросовестная, порядочная, культурная личность, способная на бескорыстную заботу о других. 

Современный мир определяет себя как свободное демократическое, толерантное, мультикультурное общество, в котором сосуществуют на добровольной основе разные государства. Объединяющей чертой всех этих государств является множественность культур, религий, политических взглядов. Свобода быть таким, какой ты есть, и жить в мире рядом с миллионами других людей, уважая их отличия, является основой для современного глобального мира.

В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе российскими государствен­ными структурами, отмечается, что измене­ния в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образова­тельной системы – от детского сада до ин­ститутов повышения квалификации учителей.

Подробнее остановлюсь на вопросах воспитания в традициях толерантности в учреждениях дополнительного образования. Приводя детей на занятия во Дворец, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок научился чему-то новому, нашел друзей по интересам, получил положительные эмоции от занятий любимым делом и общения со сверстниками. Особенно актуально становится это сегодня, когда все большее распространение в детской и под­ростковой среде, получают проявления недоброжелательности, озлобленности, эгоизма, агрессивности по отношению к не такому, как ты. Поэтому в обществе активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод.

Что же такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходитель­но-равнодушного отношения к Другому. Толерантность необходимо рассматривать в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в Другом именно Дру­гого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собст­венной и Другого.

С какого возраста начинается формирование толерантности?

Первые уроки жизни ребенок получает от родителей. Если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

Выходя из семьи, ребенок начинает посещать различные образовательные учреждения- садик, школу, развивающие центры, учреждения ДО. В

дошкольном и младшем школьном возрасте складывается взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Для плодотворного обучения жизненно необходимо свести эти противоречия к общей основе. В среднем школьном возрасте происходит переход от детства к юности. Мировоззрение подростка, его нравственные идеалы и принципы не всегда носят устойчивый характер и во многом опираются на мнение сверстников. Поэтому роль Педагога в этот период становится наиболее актуальной, важно завоевать уважение и авторитет, чтобы в дальнейшем иметь положительное влияние на мысли и поступки подростка.

Педагог дополнительного образования художественного отдела – носитель культуры, нравственности, моральных качеств и принципов, эстетических идеалов. Ведь искусство формирует эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру без чего подлинная толерантность невозможна. Поэтому нашим педагогам проще воздействовать на сознание, жизненные принципы и стремления ребенка средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Художественно-изобразительная деятельность в детском возрасте является наиболее доступной. Она не требует изучения сложных профессиональных приемов, правил исполнения, поэтому снимается необходимость сопоставлять результаты такой деятельности с образцом, что позволяет каждому ребенку работать независимо.

Предпосылки становления толерантности у дошкольников и младших школьников в художественно-изобразительной деятельности, состоят в наличии подражательности и впечатлительности у детей этого возраста, в стремлении принимать на себя различные роли и строить свое поведение в зависимости от них.

Основными направлениями по воспитанию толерантности являются:

- формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий;

- обучение детей бесконфликтному общению и методам выхода из сложных ситуаций;

- изучение истории и фольклора своей и других стран с целью получения знаний о разнообразии народов.

Исходя из направлений работы перед педагогом встают следующие задачи:

- распространение идей и идеалов толерантности;

- формирование уважительного отношения к людям;

- развитие независимого критического мышления;

- обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих

ценностей;

- работа над умением строить эффективное общение с детьми разных

национальностей и религий;

- профилактика терроризма и экстремизма в обществе.

В таких объединениях, как «Изостудия», «Акварелька», «Умелые ручки», «Тестопластика», наряду с нормостатичными детьми обучаются и дети с ограниченными возможностями здоровья, и педагогам пришлось приложить не мало усилий, чтобы ввести этих детей в коллектив. Применяя методы убеждения, внушения, стимулирования и поощрения, требования и коррекции поведения педагоги этих объединений смогли создать такое образовательное пространство, где все воспитанники комфортно себя ощущают. Дети с ограниченными возможностями здоровья на занятиях получают знания и умения наравне со своими здоровыми сверстниками, могут участвовать в выставках и конкурсах, праздниках и соревнованиях, получать разностороннее общение.

В деле воспитания толерантности хороший эффект дает система организованных творческих заданий: работа в парах, группах, оформление выставок, оформление кабинета к праздникам, привлечение родителей и членов семьи к выполнению домашних заданий творческого характера.

Педагоги, изучая результаты детской художественно-изобразительной деятельности получают бесценный материал о своих воспитанниках, поскольку каждая детская работа позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка, уловить его симпатии и антипатии, личностное отношение к окружающему миру.

Предметом нетерпимости в детской среде могут выступать не только особенности детей связанные с состоянием здоровья, но и связанные: с внешним видом, с интересами, увлечениями и привычками.

Но наиболее серьезные конфликты, имеющие разрушительные последствия, происходят на почве национальной и религиозной розни. Примером тому служит увеличение числа террористических и экстремистских проявлений в обществе. В соответствии с целями и задачами «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», во Дворце разработан и утвержден План мероприятий, направленных на профилактику проявлений экстремизма в молодежной среде на 2017-2018 учебный год, в рамках которого в нашем отделе были проведены родительские собрания по теме: «Терроризм – угроза XXI века», совещания с педагогами и воспитательные мероприятия по теме борьбы с терроризмом.

Наиболее яркими из них были:

  • выставка рисунков «Сила России в единстве народов» - объединение «Хозяюшка»;

  • областной (в рамках всероссийского) конкурс творческих работ «Символы России и Воронежского края»;

  • общероссийская акция «Оригами за мир» - объединения «Хозяюшка», «Декор», Студия «Я»;

  • лекция для педагогов и родителей «Криминальная активность экстремистских неформальных групп несовершеннолетних»;

  • Городской фестиваль «Толерантность – дорога к миру», организованный Управлением образования и молодежной политики

Все эти мероприятия способствуют социальному и личностному росту обучающихся, направлены на воспитание и развитие терпимости, ведь толерантность, сформированная в ранние годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе.



Используемая литература:

1. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001 – 127 с. 
2. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИС,2005. 
3. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005. 
4. Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг 
толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с. 
5. Щуркова, Н. В. Классное руководство: игровые методики. – М.: 
Педагогическое общество России, 2004. 
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.