Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла.
Тема: «Повышение качества знаний по математике через традиционные и инновационные формы и методы обучения».
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Задача учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.
Проблема качества знаний неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности.
Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
-научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
-природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);
-последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
-доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
-прочность (повторение - мать учения);
-сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
-принцип наглядности;
-принцип связи теории с практикой;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:
-систематический характер обучения;
-упорядоченную, логически правильную подачу материала;
-организационную четкость;
-оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Основные традиционные формы обучения математике: Уроки - лекции Урок- практикум. Урок – семинар Урок - консультация. Уроки коррекции. Урок - зачёт.
Таким образом, вырисовывается некоторая общая схема планирования блока уроков - одного законченного фрагмента курса, завершаемого контрольной работой. Такой фрагмент содержит в среднем 15 часов. Планируя изучение темы, учитель анализирует имеющиеся у него материалы и тщательно продумывает место каждой формы обучения, её содержание.
Предмет математики в курсе средней школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике. В классе обучаются разные дети, работа учителя не должна сводиться к обучению с опорой на определенную группу детей, чаще всего среднего уровня, а другие школьники – слабые и сильные выпадают из поля зрения педагога. Зная индивидуальные особенности учащихся, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения. Дифференцированное обучение школьников является одной из наиболее актуальных проблем образования.
Широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.
Интерес к предмету начинается с интересного урока. Можно использовать нетрадиционные формы урока: Деловая игра Урок – викторина Смотр знаний Урок – конкурс Математическая игра Урок-КВН.
Но невозможно каждый день создавать праздник, поэтому необходим индивидуальный и дифференцированный подход, вариативные разноуровневые задания.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Применение компьютера в обучении - это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников: оно обеспечивает индивидуализацию обучения "в массовом порядке"; помогает создать проблемную ситуацию; дает возможность учащемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности, усиливает наглядность учебного материала; способствует активизации учащихся. Это вызывает большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно не прослушать или не просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем.
Другие сильные стороны компьютера: новизна работы с ним вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения; с его помощью реализуется личностная манера общения; расширяются наборы применяемых учебных задач с использованием моделирования.
Использование компьютерных технологий позволяет учителю в определённой степени добиться следующих целей:
1)представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др);
2)повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
3)использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
4)вовлечение учащихся в сознательную деятельность;
5)использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.
Нет готовых рецептов того, как применять компьютерные технологии. Ведь компьютер может представлять: и источник учебной информации; и наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); и тренажер; и средство диагностики и контроля.
Для успешного проведения урока с применением компьютерных технологий учителю приходится решать следующие задачи:
-дидактическую (подготовка учебного материала урока, конкретная компьютерная программа); методическую (определить методы использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока, постановка следующей учебной цели);
-организационную (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени); учебную (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой). ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока.
Применение ИКТ на разных этапах урока:
Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала. Для обозначения темы урока, создавая проблемную ситуацию.
При объяснении нового материала, как сопровождение объяснения учителя. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме тесты, дидактические игры, диктанты, позволяют определить степень усвоения нового материала.
При проверке домашнего задания, можно предложить кому – нибудь из учеников выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания;
При закреплении, повторении используются готовые демонстрационные – энциклопедические программы.
Для контроля учащихся
Проектная деятельность учащихся. Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Internet в образовательных целях.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...». Слайды презентации, вызывают эмоциональный отклик, даже у безразличных или расторможенных детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Использование компьютера на уроках – это не дань моде, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Поэтому компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь преподавателю.
Таким образом использование современных педагогических технологий: дифференцированного обучения, ИКТ, игровой - дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний.