СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО воспитателей "Социализация воспитанников с интеллектуальными нарушениями через организацию внеурочной деятельности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО воспитателей "Социализация воспитанников с интеллектуальными нарушениями через организацию внеурочной деятельности"»

Доклад «Социализация воспитанников с интеллектуальными нарушениями через организацию внеурочной деятельности»


педагог-психолог Евдокимова А.А.


Детям с ОВЗ сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, дать возможность проявлять свои лучшие качества. Это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Социализация определяется как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Социализация детей с интеллектуальными нарушениями нуждается в определении социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию данной категории детей. Выявить структуру социализации, пути, способы, организационные формы и педагогические условия их реализации – это значит позволить ребенку с множественными нарушениями включиться в социальные отношения общества.

Коррекционно-воспитательная деятельность в образовательных организациях – составная часть единого образовательного пространства складывающаяся из следующих блоков:

1 блок – нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психокоррекционные приемы, средства, методы работы;

II блок – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компонентным элементом, а окружающей сферой;

III блок – социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка посредством развивающих занятий;

IV блок – компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки) посредством разработки и апробации авторских программ дополнительного образования.

Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс с включением диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической, воспитательно-коррекционной, коррекционно-обучающей, психокоррекционной деятельности, реализуемый с группами детей, имеющих различные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создающий необходимые условия для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции в социум.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения позитивного опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Наибольший интерес у детей вызывают игровые занятия. Игра имеет большое значение для развития детей и является любимым и понятным видом деятельности. Подвижные игры раскрепощают, объединяют детей, приучают к организованности посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры, которые проводятся на воспитательских и коррекционно-развивающих занятиях, способствуют развитию умственных способностей, так как включаются познавательные процессы. Работая в команде, взаимодействуя с другими ее членами, ребенок проигрывает социальные роли в рамках общества. Он начинает ориентироваться в собственных поступках, так и поступках других людей, усваивать модели поведения, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.

Кружковая работа также социализирует детей в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность в общении, развивает их творчество, формирует разнообразные умения, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить свое образование по своим интересам и наклонностям.

Посещение различных кружков во внеурочное время способствует тому, что ребенок с нарушением интеллекта не чувствует себя изолированным в обществе и жизни.

Вся работа по социализации обучающихся должна проводиться с опорой на их жизненный опыт. Подбирается материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям разнообразными методами и приемами получить представление об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно (насколько это возможно) добывать знания и пользоваться ими.

Необходимо использовать средства социальной адаптации: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации, экскурсии в магазин, на вокзал, по улицам города, в музей, в библиотеку. Эти занятия способствуют развитию жизненно необходимых навыков, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и трудовом коллективе.

Для любого человека, а для ребенка с нарушением интеллекта особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций. Таким образом, происходит автоматизация умений, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения детей к различным жизненным ситуациям. Внеурочная деятельность создает адаптивную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.

При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы:

- выдержанность общих целей и задач работы;

- массовость, т.е. вовлечение большинства учащихся;

- ее общественно-полезная направленность;

- личностная ориентация педагогического процесса: обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащимися видов внеурочной деятельности, учет их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.

Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ выполняет следующие функции:

- образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение ими новых знаний;

- воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;

- компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

- рекреационная – организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

- функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;

- функция самореализации – самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание ими ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

- контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

Социализация детей с нарушениями интеллекта предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Одним словом, вся система воспитательной коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.















Литература

  • Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.- 2-е издание.- М., 2006.

  • Аленкина О.А., Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья / О.А.Аленкина, Т.В.Черникова. М.; Глобус, 2009.-190с.

  • Логинова Е.Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах Западной Европы. – Псков: ПОИПКРО, 2000.- 47с.

  • Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности / Вестник УРАО.- 2008.- №5.- С.21-29.

  • Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. – Красноярск, 2010.

  • Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие.- Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.- 132с.

  • Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематические занятия / авт.-сост. С.А.Родионова, Т.А. Корепанова.-Волгоград : Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015.- 265с.

  • Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение / авт.-сост. Р.П. Карлина.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2016. – 311с.

  • Большой энциклопедический словарь / гл.ред. А.М.Прохоров.- М. : Сов.энциклопедия, 1985.- 1600с.

  • Ковалева А.И. Социализация// Знание. Пониммание.Умение.- 2004.-№1.

  • Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А.Денисовой, Л.М. Кобриной. – М.: ВЛАДОС, 2009.- 358с.

Интернет-ресурсы:

  • http://urist-edu.ru/akts/2009/index.html

  • http://www.myshared.ru/slide/733436/

  • http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh