СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО воспитателей и классных руководителей «Проектная деятельность обучающихся как путь развития творческих способностей детей»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проектов – это успешная технология, которая позволяет осуществить индивидуальный учебный и воспитательный процесс, даёт возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании цели, в организации контроля свой деятельности и творчество при осуществлении заданий.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО воспитателей и классных руководителей «Проектная деятельность обучающихся как путь развития творческих способностей детей»»

Выступление на МО воспитателей и классных руководителей

санаторной школы-интерната


«Проектная деятельность обучающихся

как путь развития творческих способностей детей»


воспитатель А.П. Камолова

специалист высшей категории


На современном этапе, как и в обучении, так и в воспитании активно используется технология проектной деятельности. Технология проектов – это успешная технология, которая позволяет осуществить индивидуальный учебный и воспитательный процесс, даёт возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании цели, в организации контроля свой деятельности и творчество при осуществлении заданий.

Большинство старшеклассников, имея качественные знания, выходя из школы, не могут в полной мере реализовать себя в социуме, потому что привыкли действовать по шаблону. Технология проектов, внедряемая в воспитательный процесс, помогает педагогам воспитать выпускников, которые могут самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.


Актуальность технологии проектов очевидна. Проектная деятельность обучающихся помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это именно те качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повышает инициативу и активность обучающихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

Результат использования проектного метода в воспитательной деятельности - социальные проекты, направленные на совместную деятельность обучающихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.


Цель проектного метода:

Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.


Задачи:

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности;

- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.


Краткая характеристика метода проектов

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Сама суть понятия «проект» заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Проект – это 6 «П»:

  • Проблема

  • Проектирование

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация

  • Портфолио


Классификация проектов

  • по доминирующей деятельности обучающихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;

  • по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;

  • по количеству участников – индивидуальные и групповые;

  • по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.


Этапы проектной деятельности

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.


Роль воспитателя в проектной деятельности

Авторитет воспитателя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Внедряя в свою педагогическую деятельность метод проектов, он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» воспитателю в ходе руководства проектом:

  • Энтузиаст, который повышает мотивацию обучающихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

  • Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

  • Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

  • Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

  • «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

  • Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

  • Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.


Педагогический смысл внедрения метода проектов

Воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких как чувство патриотизма, потребность в труде, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.

Проекты – это опыт разнообразной деятельности: опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки, умение планировать, распределять работу во времени, оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.

Но прежде всего, проекты - это возможность создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Успеху необходимо уделять большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику, или первое самостоятельное создание презентации, а может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает коллектив класса.


Ожидаемые результаты проектной деятельности в воспитательном процессе

  • Применение метода проектов способствует формированию у воспитанников следующих компетентностей:

  • Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);

  • Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);

  • Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).


Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной деятельности у обучающихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

При распределении ролей в проектах, необходимо руководствоваться известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Результатом работы над проектом может быть: проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах, во внеурочной деятельности, участие в конкурсе и др.

Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.

Таким образом, представляется интересным использование метода проектов в системе воспитательной работы с обучающимися.