МО воспитателей 2019-01-09
Тема МО: Развитие творческих способностей воспитанников
Тема: «Узелок на память»
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство, о котором пойдет речь в моем докладе, как никакой другой вид художественно-творческой деятельности позволяет одновременно с формированием эстетического вкуса, обучать воспитанников технологическим и техническим приемам, развивать у них творческие способности, трудовые умения и навыки.
Доступность, свойственная декоративно-прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества, многим детям. Следовательно, художественно-творческая деятельность, основанная на материале декоративно-прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и выступать источником развития их художественного интереса, художественно-творческой активности.
Я хочу рассказать об одном из видов декоративно-прикладного искусства это узелковое плетение – макраме.
Макраме – это древнейший вид рукоделия. Для изготовления изделий могут быть использованы шпагат, сутаж, шнур, кордовая или шелковая леска и другие подобные материалы.
Это искусство как считается зародилось в древности когда люди сплели первую сеть из водорослей для рыбной ловли. Или узелковая письменность народа Майя. В те времена узелковому плетению предавали мистическое значение. У древних египтян знание по плетению узлов передавалось только внутри рода. Некоторые узлы считались защитой от болезней, злых духов. Вот и получается, что даже в древности, подсознательно, человек осознавал важность развития моторики кисти руки, и умение это считалось священным знанием.
Европа узнала об этом искусстве благодаря морякам, которые сначала завозили товары, а затем от скуки во время долгого плавания и сами изготовляли всевозможные поделки. Оплетая фляги, бутылки, рукоятки ножей, плели обувь, шляпы, украшения.
Занятия макраме способствуют развитию и укреплению мелкой моторики пальцев рук. Развивая моторику, создаём предпосылки для становления многих психологических процессов. Психологи доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, письма. Следовательно, развивающая работа, должна быть направлена от движения к мышлению.
На занятиях макраме дети узнают, что верёвки можно использовать не только для сушки белья, но и для изготовления различных изделий, учатся завязывать шнурки, плести косички, узнают что первобытные люди использовали узелки для письма, плели сети для ловли рыбы и сейчас их изобретение используется в современной жизни. Узнают, где нужны умения, завязывать узлы и для чего это нужно.
Еще И.П. Павлов высказал мысль о том, что развитие функций обеих рук и, связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях, дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки на развитие ребенка.
В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.
Особенности плетения макраме
Основными инструментами, используемыми при выполнении изделий макраме, являются ножницы, продольная подушка, булавки, вязальный крючок, сантиметровая лента и клей
Узлы на подушке закрепляются с помощью булавок. Используются специальные грузики, вытягивающие выплетаемое изделие. Сами нити должны быть крепкими и прочными. Для получения достаточно четкого рельефа скручивать их необходимо очень плотно. Во время плетения нити допускается удлинять. Выполняется макраме чаще всего из цветного материала. Окрашивание уже готовых изделий применяют редко.
Кроме того, исходный материал предварительно проходит особую обработку, например концы шелковых нитей перед плетением смазываются клеем. Если этого не сделать, во время работы они будут распускаться.
Но так как мы ограничены во времени, я предлагаю познакомиться с узлом, который легко плести «на весу», вот такую поделку мы выполним в течение короткого времени. Для работы мы откажемся от подушки и булавок. Материал для работы я предлагаю – тонкую цветную проволоку.
Для четкого рисунка нужно следить, чтобы нити шли, параллельно не перекручивались.
Делаем петлю, короткий конец проходит сверху
Из длинного конца формируем кольцо, и возвращаемся к узлу
Проходим сверху над нашей петлей, делаем вторую петлю под кольцом
Короткий конец остался под рабочим
Внимательно! Конец под петлей продернули, сверху, и вновь под петлю
Потянем за концы, равномерно, что бы сохранить рисунок узла
Лишние концы обрезаем.
Поздравляю, размяли пальчики, и сделали себе украшение.