Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования в условиях введения ФГОС НОО
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью (слайд 2) в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и на достижение личностных результатов. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Целью внеурочной деятельности (слайд 3) является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
В 2013-2014 учебном году для учеников 1-3 классов в МКОУ «Красногорская СОШ» разработан план внеурочной деятельности, в котором определены её направления, курсы и объём .
(слайд 4) Внеурочная деятельность осуществляется по четырём направлениям:
Физкультурно – спортивное и оздоровительное (Курс «Чемпион» -1,2 классы).
Духовно – нравственное ( Курс «Уроки нравственности» - 2 класс).
Общекультурное развитие личности («Весёлый театр» - 1 класс, «Креатив»- 1,2, 3классы, «Лоскутики»- 1,2,3 классы).
Общеинтеллектуальное развитие личности («Маленькие знатоки» - 1 класс, «Юный краевед»- 2 класс, «В царстве слов»- 3 класс).
Предусмотрен объём внеурочной деятельности : 1 класс - 9 часов, 2 класс - 9 часов, 3 класс - 7 часов в неделю. Это полная нагрузка и дети посещают курсы по желанию, но всё - таки мы ориентируем детей на посещение всех занятий. Так как из 72 учеников 25 подвозится на школьном автобусе и из них большинство ученики начальных классов, поэтому детей необходимо занимать до окончания уроков в школе.
(слайд 5) Реализация внеурочной деятельности в школе осуществляется на основе модели дополнительного образования, что предусмотрено в ФГОС НОО: используется потенциал внутришкольного дополнительного образования и сотрудничество с учреждением дополнительного образования филиалом МБОУ ДОД «Центр детского творчества», сельской библиотекой и сельским Домом культуры.
Впервые внеурочная деятельность в нашей школе была организована для первоклассников (моих учеников) в 2011-2012 учебном году, что являлось необходимым условием для введения и реализации нового ФГОС НОО второго поколения. Курсы внеурочной деятельности и их руководители были представлены на родительском собрании. Работа проводилась по следующим направлениям:
Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное развитие личности
Общекультурное развитие личности
Физкультурно-спортивное и оздоровительное
По курсам внеурочной деятельности « В царстве слов», «Креатив», «Лоскутики» ученики теперь уже 3 класса занимаются в течение трёх лет. Поэтому ребята пройдут полный курс данных программ.
Свою работу по внеурочной деятельности я начала также с 2011-2012 учебного года, впервые реализовывая её с моими первоклассниками. Мною были выбраны курсы « В царстве слов» и «Уроки нравственности».
(слайд 6, 7,8 ) Внеурочная деятельность по курсу «Уроки нравственности» духовно – нравственного направления была выбрана не случайно , т.к проблема нравственного воспитания приобрела особое значение в современном мире. Потеря моральных ориентиров, обесценивание понятий «совесть», «честь», «долг» привели к негативным последствиям в обществе. Большинство ребят, поступивших в 1 класс, были из неблагополучных семей, что также сыграло роль в выборе данного курса. Для оценки результативности обучения проводилась диагностика в конце учебного года и определён уровень нравственной воспитанности каждого ученика 1 класса. (слайд 9,10,11,12,13,14)
В 2013-2014 учебном году этот курс я веду во 2 классе, так как он всё ещё остаётся востребованным.
(слайд 15, 16,17, 18, 19,20) Продолжается работа по внеурочному курсу « В царстве слов» связанному с изучением русского языка в начальной школе. В его содержании рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. В отборе материала для занятий я ориентируюсь на связь с программным материалом по русскому языку, поэтому программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология». Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях стараюсь обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета реализовываются в большей мере, если усиливается работа по воспитанию этических норм речевого поведения. Поэтому работа по воспитанию этики общения проводится с первого года обучения детей по данному курсу. Для этого использую на занятиях различные ролевые игры. С целью развития языкового чутья особое внимание при отборе заданий обращаю на анализ слов различных по форме, но близких по значению (синонимов). Многие занятия провожу в форме игр, выполнения упражнений, связанных с использованием словарей. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.
Курс изучения программы рассчитан на 4 года.
Думаю, что курс внеурочной деятельности «В царстве слов» является одним из механизмов повышения качества образования в начальной школе, так как знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов.(слайд 21)
(слайд 22)Анализируя учебную и внеурочную деятельность своих учеников, можно отметить достижения некоторых из них. Процент качества знаний в 3 классе по предмету «русский язык» составляет 50% за 1 полугодие 2013-2014 уч. года, 33% учеников по итогам первого полугодия являются отличниками учёбы. По сравнению с прошлым учебным годом количество отличников в классе увеличилось на 16,5%, при этом отмечу, что их ряды пополнил мальчик Лоптев Виталий. (слайд 23,24,25,26) Ребята принимают активное участие во внутришкольных, сельских и муниципальных мероприятиях.(слайд 27,28,29,30) Дюкина Виктория стала победителем в муниципальной детской краеведческой конференции «Люби и знай свой край родной» с проектом «Что мы Родиной зовём?», неоднократно являлась участницей сельских праздников, победителем конкурса стихов, является активной участницей театрализованных представлений в клубе «За други своя». Можно сказать, что развитие, которое дети получают в школе востребовано и в других организациях.
(слайд 31 )Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Расширяется собственный кругозор в этой области, накапливается опыт по составлению программ внеурочной деятельности, поиске и использованию различных форм организации занятий, разработке итоговых представлений и мониторинга, представление своего опыта работы на школьном методобъединении.
(слайд 32)Не секрет, что для многих учеников русский язык не являются любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Так как курс внеурочной деятельности по русскому языку рассчитан на 4 года обучения, хотелось бы в будущем году продолжить работу в этом направлении.
(слайд 33) Внеурочная деятельность позволит каждому ребёнку
быть успешным.