Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда
Ульяновской области»
Индивидуальный
образовательный маршрут обучающихся
по программе ДООП «3D конструктор»
технической направленности
Срок реализации: с 15.09.20 – 31.12.20
Возраст учащихся: 6 лет
Разработан Денисовой Н.В.
Педагогом дополнительного
образования высшей
квалификационной категории
Димитровград – 2020
Пояснительная записка
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной - это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему миру. Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Очень важно, что возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание.
Актуальность проекта определяется запросом со стороны группы талантливых учащихся и их родителей на программу технической направленности развития дошкольников.
Цель - формирование универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо в рамках реализации на базе учреждения дополнительного образования детей, в творческом объединении «3 D Конструктор».
Обучающие задачи:
Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт.
Обогащение представлений о свойствах и качествах материалов, о способах и приемах работы с ними.
Создание условий для развития практических умений по работе с инструментами, с соблюдением техники безопасности.
Развивающие задачи:
Развитие пространственного, ассоциативного мышления, аналитических способностей, творческого воображения, художественного восприятия.
Создание благоприятной психологической атмосферы для творчества, для развития индивидуальных способностей ребенка.
Развивать творческое мышления, воображение, креативность, внимание, память;
Развивать мелкую моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
Воспитывающие задачи:
Формирование качеств личности творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся.
Воспитывать интерес, уважительное, бережное отношение к творческой деятельности и ее результату.
Воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду своих друзей;
Воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации;
Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, самостоятельность, настойчивость.
Карта индивидуального маршрута учащегося.
Наименование учреждения МБУДО «Центр дополнительного образования детей в городе Димитровграде Ульяновской области»
Адрес: город Димитровград улица Гвардейская, 20Б
Сведения о ребёнке
Ф.И.О.
Дата рождения
Адрес
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
Мальчик хорошо развит, активен, подвижен, самостоятелен, любит и умеет конструировать из бумаги. Проявляет стремление найти схемы для складывания поделок самостоятельно. Любимые темы в конструкторской деятельности - оригами: «Машины», «Пароходы». Складывает оригами, соединяя их в сюжетные панорамы: «Гараж», «Улица города», «На речке», «Порт». Хорошо декорирует свои поделки: использует аппликацию, рисование, использует разную по фактуре, цвету бумагу. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Занимается в других творческих объединениях.
Социальная характеристика семьи.
Мать –
Отец –
Степень участия в воспитании – большую роль в воспитании играет участие мамы, и бабушки.
Условия проживания, условия быта - семья из трёх человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната для мальчика. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей Всестороннее развитие ребёнка. Дополнительные занятия ребёнка в различных кружках.
Долгосрочная цель сопровождения
1.Развитие способностей к конструированию.
3.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
Возможные риски
Высокая загруженность.
Группа сопровождения
Родители: мама, папа
Педагоги: педагог центра дополнительного образования детей, воспитатель детского сада.
Координатор (Ф.И.О)
Педагог дополнительного образования Денисова Наталья Владимировна
Карта индивидуального маршрута учащегося.
Наименование учреждения МБУДО «Центр дополнительного образования детей в городе Димитровграде Ульяновской области»
Адрес: город Димитровград улица Гвардейская, 20Б
Сведения о ребёнке
Ф.И.О.
Дата рождения
Адрес
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
Мальчик чрезвычайно любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Он способен следить за несколькими процессами одновременно и склонен активно исследовать всё окружающее. Обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы. Ему нравится в своём воображении создавать альтернативные системы. Он обладает хорошей памятью в сочетании с ранним языковым развитием и словарным запасом. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим иногда возникают трудности в общении со сверстниками. Любит заниматься конструктивной деятельностью: из строительного материала, легоконструирование, конструирование из бумаги.
Занимается в других творческих объединениях.
Социальная характеристика семьи.
Мать – Капиталина Александровна
Отец –
Степень участия в воспитании – большую роль в воспитании играет участие мамы, и папы.
Условия проживания, условия быта - семья из трёх человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната для мальчика. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей Всестороннее развитие ребёнка. Дополнительные занятия ребёнка в различных кружках.
Долгосрочная цель сопровождения
1.Развитие способностей к конструированию.
3.Повышение коммуникативных способностей в общении со сверстниками.
Возможные риски
Высокая загруженность.
Группа сопровождения
Родители: мама, папа
Педагоги: педагог центра дополнительного образования детей, воспитатель детского сада.
Координатор (Ф.И.О)
Педагог дополнительного образования Денисова Наталья Владимировна
Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования по индивидуальному маршруту учащихся
Психолого – педагогическая работа:
Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении |
Проведение мониторинга | Сентябрь, декабрь | Денисова Н.В. | |
Психолого-педагогическое просвещение родителей: Информирование о результатах диагностических исследований О формировании у ребенка дошкольного возраста умения доводить начатое дело до конца Совместные творческие работы родителей и ребенка Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности» Консультация для родителей «Оригами, как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников» | Сентябрь, декабрь Декабрь 1 раз в месяц Октябрь Ноябрь Декабрь | Денисова Н.В. родители | |
Индивидуальная работа по конструированию (оригами) | 4 раза в месяц | Денисова Н.В. | |
Посещение творческого объединения | 2 раза в неделю | Родители | |
Посещение выставок. Проведение открытых мероприятий | 15.09.20 – 31.12.20 | Денисова Н.В. | |
Оформление выставки творческих работ. | 05.11.20 26.12.20 | родители. | |
Участие в конкурсах различного уровня. | Раз в квартал | Денисова Н.В. | |
Использование ресурсов других учреждений (привлечение специалистов центров и учреждений дополнительного образования)
Оценка промежуточных результатов:
Наименование мероприятий | Сроки | Оценка | Постановка дальнейших целей и задач |
Индивидуальные занятия 1 раз в неделю Вторник | 15.09.20 – 30.12.20 | | |
Срок реализации индивидуального маршрута
2020 – 2021 уч. год (с 15.09.20 – 31.12.20)
Подпись родителей _____________________
Планирование индивидуальной работы.
Месяц | Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Конструирование из бумаги по схеме «Трактор - Тележка», Расскажи и покажи «Сказку квадратика» | Познакомить с возможностями конструирования из бумаги по схеме. Учить читать условные обозначениям, вырезать, осуществлять сборку, используя клей, щелевое соединение Привить навыки «быстрого чтения» схемы - заготовки, развить зрительную наблюдательность декорирование изделий. | Показ поделки в своём детском коллективе. | Провести анкетирование Предложить дома использовать другой шаблон, например машинка из картона по замыслу. |
Месяц | Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Конструирование из бумаги по схеме «Трактор - Тележка», Расскажи и покажи «Сказку квадратика» | Познакомить с возможностями конструирования из бумаги по схеме. Учить читать условные обозначениям, вырезать, осуществлять сборку, используя клей, щелевое соединение Привить навыки «быстрого чтения» схемы - заготовки, развить зрительную наблюдательность декорирование изделий. | Показ поделки в своём детском коллективе. | Провести анкетирование Предложить дома использовать другой шаблон, например машинка из картона по замыслу. |
Октябрь | Конструирование из бумаги по схемам «Автомобили» Игра: «Наш добрый друг - квадратик». | Обучение различным приёмам работы с бумагой: как сгибание, складывание, надрезание, склеивание. Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук. | Личная выставка учащегося в детском коллективе. | Предложить родителям найти схемы для конструирования из бумаги, закрепляя навыки вырезания и сборки. Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности» |
Ноябрь | Конструирование водного транспорта в технике оригами. | Продолжить знакомство с оригами, базовыми формами. | Привлечь к показу другим детям, как из одной базовой формы можно перейти к другой, получая разные поделки. | Консультация для родителей «Оригами, как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников» |
Декабрь | Творческое задание Конструирование воздушного транспорта в технике оригами. | Продолжать формирование умений и навыков «быстрого чтения» условных знаков оригами, или следование устным инструкциям; Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы | Выставки работ. | Совместная творческая деятельность по теме «Воздушный транспорт. |
21.Ожидаемые результаты: Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и прогнозирования конечного результата.
- Способы оценки успехов воспитанника - рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа.
- Рекомендации по работе с родителями.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
Предметные результаты:
Знать:
- правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- особенности материалов, используемых в работе;
- условные знаки и схемы оригами;
- историю возникновения бумаги, оригами; название материалов, инструментов и приспособлений, их назначения;
Метапредметные:
Уметь:
- пользоваться ножницами;
- складывать базовые формы оригами;
- правильно организовывать свое рабочее место;
- экономно расходовать, вырезать, склеивать бумагу;
- достигать желаемых результатов;
- отзывчиво, эмоционально включаться в предложенную деятельность.
- формировать критерии оценки качества своей работы и работы сверстников.
- принимать, уважать интересы окружающих, предлагать свои, поддерживать общение в коллективе.
Личностные результаты:
- иметь устойчивый интерес к технике, техническому конструированию,
творчеству, совершенствованию моделей, своего труда, своего характера;
- иметь стремление к самостоятельным действиям, аккуратности,
трудолюбию, собранности, целеустремленности;
- стремиться к сохранению порядка на рабочем месте;
- принимать участие в выставках, конкурсах, викторинах;
- повышение удовлетворенности учащихся и семей качеством конструктивной индивидуальной деятельности за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования.
Оценочные материалы
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им индивидуального маршрута.
Динамика развития учащихся.
Карта психологического развития
………………………………..
Психические процессы | Психическое развитие | 15.09.20 | 06.11.20 | 25.12.20 |
н.г | к.г. | н.г. | к.г. | н.г | к.г. |
Восприятие | | | | | | |
Память | | | | | | |
Мышление | | | | | | |
Воображение | | | | | | |
Речь | | | | | | |
Личностные качества | Самооценка | | | | | | |
Воля | | | | | | |
Темперамент | | | | | | |
Общение | Сверстники | | | | | | |
Взрослые | | | | | | |
Статус в группе | | | | | | |
Заключение | Вывод: | | | | | |
Заключение | | | | | | |
Вывод |
Маршрутная карта развития
Фамилия и имя ребенка
деятельность | 15.09.20 | 06.11.20 | 25.12.20 |
н.г | к.г. | н.г. | к.г. | н.г | к.г. |
Конструктивная деятельность | Конструкторская | | | | | | |
Строительная | | | | | | |
Конструирование из бумаги | | | | | | |
Конструирование по схеме | | | | | | |
Самостоятельная деятельность | | | | | | |
Ознакомление с искусством | | | | | | |
Самостоятельная творческая деятельность | | | | | | |
Заключение | | | | | | |
Вывод: |
Карта психологического развития
Фамилия и имя ребенка
Психические процессы | Психическое развитие | 15.09.20 | 06.11.20 | 25.12.20 |
н.г | к.г. | н.г. | к.г. | н.г | к.г. |
Восприятие | | | | | | |
Память | | | | | | |
Мышление | | | | | | |
Воображение | | | | | | |
Речь | | | | | | |
Личностные качества | Самооценка | | | | | | |
Воля | | | | | | |
Темперамент | | | | | | |
Общение | Сверстники | | | | | | |
Взрослые | | | | | | |
Статус в объединении | | | | | | |
Заключение | Вывод: | | | | | |
Заключение | | | | | | |
Вывод |
Маршрутная карта развития
Фамилия и имя ребенка
Конструктивная деятельность | 15.09.20 | 06.11.20 | 25.12.20 |
н.г | к.г. | н.г. | к.г. | н.г | к.г. |
Разновидности деятельности | Конструкторская | | | | | | |
Строительная | | | | | | |
Конструирование из бумаги | | | | | | |
Конструирование по схеме | | | | | | |
Самостоятельная деятельность | | | | | | |
Ознакомление с искусством | | | | | | |
Самостоятельная творческая деятельность | | | | | | |
Заключение | | | | | | |
Вывод: |
Входящее тестирование
Критерии уровня развития конструктивных умений.
Диагностическое задание «Помоги мишке»
Оборудование: ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
Материал: картон, бумага, шаблон. Инструктаж: У мишки тележка, а у зайчика нет. Как помочь зайчику? Материал: Картон, бумага, шаблон, карандаш, выкройка.
Высокий – ребёнок умеет пользоваться шаблоном, надрезать по сплошным линиям, сгибает по пунктирным линиям. Аккуратно и полностью изготавливает поделку, правильно сгибает подвижные детали.
Средний уровень – умеет пользоваться шаблоном, затрудняется точно надрезать по сплошным линиям, неаккуратно складывает поделку по пунктирным линиям. Поделку выполняет, но недостаточно аккуратно. Испытывает некоторые затруднения в правильности скрепления подвижных деталей.
Низкий – испытывает затруднения в выполнении поделки. Поделка выполнена не полностью, или ребёнок отказался от работы.
Критерии
Критерии уровня проявления самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки.
Высокий: ребёнок включается в трудовую деятельность самостоятельно, трудится охотно, с радостью, доводит работу до конца, достигает поставленной задачи.
Средний уровень – трудится охотно, по побуждению взрослого, с помощью взрослого доводит работу до конца и достигает поставленной цели.
Низкий – не доводит работу до конца, или отказывается участвовать в ручном труде.
Промежуточное тестирование
1.Результаты уровня развития конструктивных умений
| Конструктивные умения |
Ф.И. | Использование шаблона | Надрезание | Сгибание | Скрепленение | Аккуратность |
| | | | | |
| | | | | |
Результаты заносятся в протоколы, сравниваются уровни уровня развития конструктивных умений и уровня проявления самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки. Данные обрабатываются в %
| Обследуемые | Уровни |
Высокий | Средний | Низкий |
1 | | | | |
2 | | | | |
Методические материалы
Специфика организации занятий по индивидуальному марщруту заключается во взаимосвязанности игровой и конструктивной деятельности.
При обучении используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, поощрения, стимулирования, мотивации.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, работа в паре, которая предполагает сотрудничество по какой-либо учебной теме.
Используются формы организации учебных занятий: беседы, конкурсы.
При обучении по прохождению индивидуального маршрута используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, проектные технологии и технологии исследовательской деятельности.
Принципы работы с одарёнными детьми.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли дополнительной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
Список литературы
1. . Кашлев, С.С. Современные психологии педагогического процесса [Текст] / С.С.Кашлев.-М.:Университетское, 2000. - 95 с.
2. Лысенко, Е.М. Возрастная психология [Текст] / Е.М.Лысенко.-М.:Владос, 2006. - 173 с.
3. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Дошкольная педагогика [Текст] / Н.В.Микляева.-М.:Владос, 2008. - 263 с.
4. Микляева, Н.В., Виноградова, Н.А. На крыльях детства: примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.В.Микляева.-М.:ИД Карапуз, 2014. - 202 с.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология [текст] / В.С.Мухина.-М.:Академия, 1999. - 456 с.
6. Федеральный государственный образова ательный стандарт дошкольного образования.
7.Харченова, И.С. Возрастная психология: учебно-методический комплекс по дисциплине [Текст] / И.С. Харченова.-Абакан:Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, 2007. - 126 с.
8. Электронный ресурс удаленного доступа (сайт) Сунцова, Т. Проектирование индивидуального образовательного маршрута [Электронный ресурс] / Т.Сунцова // международный образовательный портал.-М., 2010-2017 — Режим доступа: http://www.maam.ru.
9. Электронный ресурс удаленного доступа (сайт) Буланова, Л.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка [Электронный ресурс] / Л.С.Буланова // Социальная сеть работников образования.-М.:Квазар, 2010-2017. - Режим доступа: http://www.nsportal.ru.
10. Ядэшко, В.И., Сохина, Ф.А. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Ядэшко.-М.:Просвещение, 1978. - 416 с.