«Использование цифровых технологий
в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская пословица
Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий.
ФГОС вносит радикальные изменения в начальное образование: меняются его цели, содержание, технологии, формы контроля знаний ученика.
Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, приводит к переосмыслению методов обучения и преподавания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Поэтому важно обучать детей использовать цифровые технологии в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Все эти работы направлены на то, чтобы предоставить школьному учителю дополнительные ресурсы для его повседневной работы, сделать учебный процесс интересным, увлекательным и современным.
Что же представляют собою цифровые образовательные ресурсы? Для кого они предназначены? Как их можно получить и где эффективно применить?
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.
ЦОР представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:
• символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики);
• образные объекты (фото, рисунки);
• аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка);
• видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты);
• объекты "виртуальной реальности" (тренажёры, интерактивные модели, конструкторы).
Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;
• экономить время для речевой практики;
• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;
• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.
Электронные учебные пособия помогают ученикам:
• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
• осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
• самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
• приобрести навыки работы с компьютером;
• основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Формы работы с ЦОР:
• фронтальная;
• групповая;
• парная;
• индивидуальная.
Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, актуализации знаний, его закреплении, контроле и оценке знаний, умений и навыков, подготовки домашнего задания. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.
А сейчас подробнее ознакомимся с методами работы с
Online Test Pad - это бесплатный универсальный конструктор, с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач: тестов, кроссвордов, сканвордов, опросов, логических игр, диалогов, с помощью которых вы сможете не только провести экспресс проверку уровня усвоения материала учащимися, но и дать им возможность лучше подготовиться к той или иной теме. По результатам сразу же можно дать рекомендации. OnlineTestPad предлагает вам возможность использовать уже готовые онлайн тесты или создавать свои собственные.
Создание образовательных тестов на платформе Online Test Pad
Online Test Pad – что это?
- это бесплатный универсальный конструктор, с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач:
- тестов;
- кроссвордов;
- сканвордов;
- опросов;
- логических игр;
- диалогов,
с помощью которых вы сможете не только провести экспресс проверку уровня усвоения материала учащимися, но и дать им возможность лучше подготовиться к той или иной теме. По результатам сразу же можно дать рекомендации. OnlineTestPad предлагает вам возможность использовать уже готовые онлайн тесты или создавать свои собственные.
Функции онлайн-конструктора позволяют реализовать в режиме "онлайн" тест любого уровня сложности. Здесь можно создавать тесты, кроссворды и опросы абсолютно на любые темы: начиная от здорового образа жизни и заканчивая аттестацией учащихся или зачетом по разделам ДООП. Конструктор тестов предусматривает варианты 14 типов вопросов, в том числе: установление последовательности, заполнение пропусков, последовательное исключение, диктант, мультивыбор или выбор одного решения, ввод чисел и текста, добавление файлов.
Результат предоставляется в 4 форматах, для настройки которых есть персональная шкала. По каждому заполненному опроснику можно получить статистику ответов. Вам доступен просмотр каждого результата, статистики ответов и набранных баллов по каждому вопросу, статистики по каждому результату. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые вы можете сохранить в Excel.
Сервис Learnis.ru подходит для учителей любых предметных областей, и может использоваться в разных вариациях: индивидуальное прохождение веб – квеста учениками на уроке (компьтер, телефон или смартфон); фронтальное прохождение веб – квеста учениками на уроке (демонстрация происходит с помощью компьютера, ноутбука, интерактивной доски или проекционного экрана); веб - квест в качестве домашнего задания.
Создание web-квеста на платформе Learnis
В современном быстроменяющемся мире существует необходимость внеднения инновационных методов и форм обучения. Одной из возможных форм проведения урока (или его части) является квест. Но его создание зачастую - трудоемкий, длительный и масштабный процесс.
Поэтому образовательная платформа Learnis для составления квестов ( и не только) является находкой. Автор- Максим Новиков, учитель информатики школы № 145 гор. Екатеринбург.
На самом сайте есть небольшая видео инструкция для новичков. Воспользовавшись этим обзором и проведя первый в своей жизни квест, я поняла, что есть несколько нюансов. Предлагаю более полную инструкцию.
Создаем web– квест в Learnis
Заведите личный кабинет (для последующеея сохрания квестов)
Зайдите в раздел «Продукты» и выберите «веб –квест: выберись из комнаты»
Выберите квест комнату (на момент создания данной инструкции бесплатных комнат-9)
После выбора комнаты необходимо сделать презентацию, так как разместить задания на данный момент можно только в виде картинок или музыкальных файлов- всего 5 шт.
Создавая презентацию, нужно учитывать несколько моментов:
Все задания должны быть пронумерованы (задание 1, 2 и т.д), так как ученики могут их открывать в произвольном порядке. ВАЖНО! Записать ответ на каждое задание в определенной последовательности, т.к. это ключ от двери. Ответом могут быть как числа, так и слова (на английском или русском языках)
Размер шрифта также важен. Я использовала Times New Roman, 60(для названий) и 54 (для текста заданий)- можно немного меньше. Иначе на интерактивной доске задания будут плохо читаемыми
Задание без номера-это последняя надпись, которая появляется при удачно пройденном квесте.
После создания презентации и записи полного ответа (можно временно на черновике), необходимо сохранение в виде рисунков (в формате jpeg). Для этого при сохранении нужно выбрать соответствующий формат и сохранить все слайды
И по очереди добавить каждый слайд
Осталось ввести ключ (последовательные ответы к слайдам) и дать название игре
Квест создан!! Сохраняется автоматически. Осталось перейти на вкладку для получения доступа
Ссылка на квест: https://www.learnis.ru/702683/
Данный квест можно использовать на различных предметах и внеклассных мероприятиях, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными или просто игровыми. На уроке можно проводить с целым классом, так и в группах (при этом ссылка на игру может быть закодирована с помощью qr кодера, например, http://qrcoder.ru/ )
Ссылки для создания заданий для квестов:
http://kvestodel.ru/
https://s-zametki.ru/zadachi-golovolomki-na-kartinkah-s-otvetami-deti-otgadyvayut-vzroslye-net.html
https://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi_4.shtml
https://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi_5.shtml
https://tipik.ru/interesnye-kartinki-zagadki-na-logiku-dlya-detej-i-vzroslyx/
Сайт https://www.learnis.ru
Конечно, интернет не может стать полноценной заменой для учителей. Наиболее эффективным вариантом является смешанное обучение, включающее в себя академическое образование и цифровые технологии.
Подведем итоги:
Чем же полезен учителям ЦОР? Использование ЦОР позволяет:
- улучшить эффективность и качество образования;
- ориентироваться на современные цели обучения;
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
- учитывать страноведческий аспект;
- сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
- реализовать индивидуальный подход;
- усилить самостоятельность школьников;
- изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
- объективно оценивать знания учащихся;
- повысить качество наглядности;
- облегчить труд учителя.
Использование цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР) позволяет:
повышать уровень обучения
развивать творческую и познавательную активность детей
самоутверждаться учащимся - раскрывать свои возможности и способности
подготовить детей к самостоятельному решению возникающих проблем, развивать навыки самообразования и самоконтроля
создавать благоприятный фон для достижения успеха, что положительно влияет и на учебную деятельность
сформировать функционально грамотную личность
предоставляют возможность создания условий для вовлечения учащихся в цифровую среду.
Эффективное использование новых информационных технологий, современных цифровых образовательных ресурсов, информационных учебно-методических комплексов в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, вносит изменения в образование в соответствии с требованиями сегодняшнего дня — жизни в информационном обществе.