СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом семинаре "Учитель – молодой специалист: кто он? Хорошо или плохо быть молодым специалистом?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление подготовлено на семинар для молодых специалистов, молодых педагогов начальной школы. В выступлении освещены проблемы, с которыми сталкивается в первый год работы молодой педагог.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом семинаре "Учитель – молодой специалист: кто он? Хорошо или плохо быть молодым специалистом?"»

Учитель – молодой специалист: кто он?

Хорошо или плохо быть молодым специалистом?


Молодой специалист – это педагог, у которого стаж работы составляет менее 3-х лет. В нашей новой школе № 58 имени генерал-майора Михаила Васильевича Овсянникова в коллективе учителей начальных классов всего 34 педагога, из них 17 молодых специалистов со стажем до 5 лет, 10 из которых имеют высшее образование, 7 – среднее специальное.


Мир вокруг стремительно меняется. Новейшие цифровые технологии, новые требования к организации труда требуют другого, более современного подхода к образованию, новых людей, новых методов обучения. Проблема старения преподавательского состава остается одной из самых актуальных в мире.


По словам министра просвещения Ольги Васильевой, количество молодых учителей в России колеблется в пределах 11–13%. Средний возраст учителя в российской школе 45-47 лет. Высока доля педагогов пенсионного возраста. А с принятием пенсионной реформы нетрудно спрогнозировать, что доля пожилых преподавателей еще увеличиться. Наша школа не только молода по своей дате рождения, но ещё и согласно возрасту самих преподавателей. Средний возраст учителя начальных классов нашей школы – 31 год.


Готовясь к данному семинару, я обратилась к кандидату педагогических наук, доценту кафедры «Теория и методика дошкольного и начального образования» Курского государственного университета Прокоповой Дине Ивановне с вопросом: «Чем, на Ваш взгляд, отличаются современные студенты от тех, которые поступали в педагогический ВУЗ, например, лет 10-20 назад?


Вот, что ответила Дина Ивановна:

- Современное поколение студентов прагматично, реалистично и нацелено на практику. При этом им не чужды и «вечные ценности»: семья, здоровье, друзья. В первую очередь, бросается в глаза "цифровое сознание" вчерашних школьников. Новое поколение студентов выросло в период бурного развития компьютерных технологий. Тех, кто учится сегодня на первом курсе, можно назвать представителями «цифрового поколения» для которого главным механизмом познания становится визуализация. Им легче делиться внутренним миром и обсуждать свои переживания, радости и сомнения с тысячей виртуальных собеседников, чем в личном общении с друзьями или родителями.


Следующий мой вопрос: «Общаясь со студентами, Вы, наверняка, слышали о том, чего они ожидают от профессии учителя? И совпадают ли далее их мечты с реальностью?


Дина Ивановна ответила:

- Молодежь стала мобильнее и практичнее: берётся только за то, что пригодится в жизни или принесёт материальную выгоду. Однако это не мешает профессиональным амбициям: их в сегодняшних студентах больше, чем в нескольких предыдущих поколениях. Конечно же, на факультет приходят учиться те представители молодого поколения, которые любят детей, чувствуют тягу к профессиональной педагогической деятельности. Ожидания и реальность образовательной практики, как правило, не совпадают. Студенты не в полной мере представляют, какое количество работы с бумагами, отчётами, конкурсами и т.п. им придётся выполнять.


На вопрос «Есть ли тенденция к увеличению количества студентов-юношей, которые хотят стать педагогами?» - ответ был, что «тенденции к увеличению не наблюдается. По направлению «Начальное образование» студентов мужского пола нет уже лет 10, представители сильного пола в количестве от 3 до 5 человек на каждом курсе обучаются по направлению «Психология»».


А на вопрос «Сократилось ли с годами количество желающих получать профессию учителя?» Дина Ивановна ответила, что «с годами количество желающих получать профессию учителя сохраняется. Конкурс при поступлении 2-3 года назад был большим, что касается 2021-2022 г, отмечается снижение интереса».


Тем не менее сегодняшняя ситуация показывает, что не все выпускники идут работать по специальности, и профессия учителя продолжает стремительно «стареть». А значит, без решения этой проблемы дефицит учителей будет только расти. Я довольно часто использую интернет-ресурсы, чтобы быстро добыть какую-то для себя нужную информацию. В последнее время мне неоднократно попадались названия статей, которые меня иногда шокировали. Например:

  • Как выжить, если у ребёнка молодой учитель?

  • Родительские страхи про молодых учителей.

  • Молодые учителя не хотят работать по специальности, уходят из школы.

Даже обидно становится за молодых наших специалистов. Неужели молодость – это недостаток?


Давайте рассмотрим, а каковы же плюсы и минусы педагогов со стажем и молодых специалистов. Начну сначала с того, какие преимущества имеют учителя «старой закалки» перед молодыми учителями? Это, конечно же:

  • Большой опыт;

  • Высокий профессионализм;

  • Причастность к советским школьным традициям (можно расценивать и как минус, в зависимости от позиции);

  • Зрелость личности, моральная устойчивость;

  • Относительное материальное благополучие (по сравнению с молодыми специалистами);

  • Малая вероятность ухода в декрет.

Теперь рассмотрим минусы:

  • Эмоциональное и профессиональное выгорание;

  • Проблемы со здоровьем;

  • Отсутствие гибкости, психическая ригидность, тяжелый характер, авторитаризм;

  • Преподавание по устаревшим методикам;

  • Непонимание молодежной субкультуры, современных технологий.


Молодых учителей очень ждут в школах. Но здесь, как водится, есть свои камни преткновения. Люди нового поколения, рожденные в 80-х и 90-х годах, которые сейчас приходят в профессию, даже получив педагогическое образование, обладают рядом характерных черт, весьма отличающих их от педагогов советской школы. Они не трудоголики и не признают авторитетов. Они не возьмут на себя ответственность без веских причин или пользы. Они не считают учительство «крестом», который надо терпеливо нести. У них есть богатая личная жизнь за стенами школы, и они будут её защищать. Они хорошо ладят с детьми, но сердце им не отдают, предпочитая оставлять его себе. Это уже не те люди, которые будут после 23.00 отвечать на звонки встревоженных родителей, до полуночи проверять тетради и посвящать законные выходные работе с отстающими. И они вряд ли будут терпеть низкие зарплаты, ведь современная жизнь диктует высокие стандарты потребления. 


Современный молодой учитель, конечно, тоже разный, и у него есть свои преимущества перед возрастным:

  • Наличие современного образования, включающего последние достижения педагогики и психологии. А значит - другой подход к детям и процессу обучения;

  • Его формирование в эпоху информационных изменений. А значит, свободное, наравне с учениками владение гаджетами, сетями, технологиями связи;

  • Близкая детям ментальность культурного слоя - больше общих интересов и инструментов общения;

  • Нет груза авторитета, заслуг, “звездности” перед родителями;

  • Энтузиазм, энергия, свежие идеи, активность, высокая мотивация;

  • Нет усталости от школьных проблем, зашоренности, штампов и шаблонов;

  • Открытость нововведениям, желание двигаться вперед вместе с учениками.


Есть, конечно, и минусы: Но, заметьте, их гораздо меньше:

  • Отсутствие опыта, профессионализма;

  • Высокая вероятность замужества, декрета, переезда;

  • Незрелость личности, инфантилизм, недостаточность ответственности;

  • Неустойчивая материальная база.


В нашей школе к молодым специалистам, имеющим стаж до 3 лет, прикреплены наставники, учителя, имеющие достаточный опыт работы в школе. Молодые специалисты принимают активное участие в предметной неделе начальной школы, показывают свои открытые мероприятия, участвуют в организации школьных конкурсов и других мероприятий. А также принимают участие в конкурсах профессионального педагогического мастерства и в творческих конкурсах.


По мнению большинства родителей, идеальный возраст учителя – «в декрет поздно, на пенсию ещё рано». Это не шутка. «Учительская газета» провела такое исследование. В опросе участвовало около 1,5 тысяч родителей и более 4 тысяч детей. Был назван идеальный интервал для возраста учителя 30-45 лет. И как быть? Жизнь не стоит на месте, и мы, к сожалению, не можем по мановению волшебной палочки оказаться на каком-то конкретном возрасте. Иногда, к счастью. Главное всё же в учителе, не смотря на возраст, чтобы он был содержательным человеком, который думает о детях и знает свой предмет. А возраст не будет помехой, если повышать квалификацию, изучать современные тенденции в области педагогических методик, не застревать в прошлом, работать над собой.


Деятельность педагога включает в себя различные направления. Это не только работа с учениками непосредственно на уроке, преподавательская деятельность, но и внеурочная, внеклассная работа, работа классного руководителя, а также работа с родителями, в тесном контакте с коллегами и наставниками. И неотъемлемой частью работы является самообразование учителя. Своим опытом работы по данным направлениям сегодня поделятся молодые специалисты «Средней общеобразовательной школы №58 имени генерал-майора М.В.Овсянникова»


Литература и интернет-ресурсы:


  1. Блог-платформа Яндекс. Дзен. Бегом в школу – клуб родителей. Какой учитель лучше: молодой или в возрасте? https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/kakoi-uchitel-luchshe-molodoi-ili-v-vozraste-5d9ecc603f548700add10456

  2. Учёба.ру. Портрет идеального учителя. https://www.ucheba.ru/article/1879