Выступление на педагогическом совете
Отчет по адаптации обучающихся 1 класса
МКОУ «Попереченская СОШ»
в 2017 – 2018 уч. году.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Из 13 учащихся, приступивших к занятиям 1 сентября, 9 учащихся: Петренко Саша, Носырев Ваня, Конради Денис, Клишин Артём, Толстых Таня, Черенков Никита, Шадарович Никита, Анищенко Настя, Георгина Настя адаптировались к школе в течение одного месяца обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это легкая форма адаптации. На уроках эти дети всегда активны, имеют достаточно сформированный познавательный интерес к учёбе.
Иногда у некоторых детей отмечались сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения, но к концу сентября эти дети освоились и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня. Следует отметить удовлетворенность детей процессом обучения. Им нравится в школе, они не испытывают неуверенности и страхов. Эти дети достаточно легко справляются с программой.
Четверо детей имели более длительный период адаптации. Дети не сразу смогли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Но к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптации, которая наблюдалась у таких учащихся как: Топанова Руслан, Агаевой Динары, Черниковой Оли, Сиротиной Дарины. Эти дети пришли в школу неподготовленными. Но сейчас видно, что родители занимаются с детьми, уделяют должного внимания образованию ребенку. И результаты индивидуальной работы начали уже появляться.
Негативных проявлений в поведении детей в период учебы не наблюдалось, взаимоотношения между детьми доброжелательные, дети проявляют взаимовыручку, умеют реагировать правильно на замечания как одноклассников, так и учителя.
Ухудшение показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период адаптации не отмечалось.
К 1-му классу дети имели различную степень готовности. Из 13 обучающихся 4 детей не посещали детский сад, это: Агаева Динара, Носырев Ваня, Шадарович Никита, Топанов Руслан. У двоих из этих детей возникли сложности в усвоении учебного материала – Топанова Руслана и Агаевой Динары.
На начало учебного года 3 учащихся: Анищенко Настя, Клишин Артём и Толстых Таня умели читать, ещё двое Черенков Никита и Георгина Настя, зная все буквы, быстро освоили чтение слов, слов по слогам, понимают смысл прочитанного, но пока не могут пересказать текст. Мало - помалу начинают читать: Шадарович Никита, Петренко Саша, Носырев Ваня, Конради Денис. А сложности в чтении испытывают: Агаева Динара, Черникова Оля, Топанов Руслан, Сиротина Дарина. Эти ребята пришли, не зная ни одной буквы. И запоминают их с трудом.
Что касается урока письма: пятеро учащихся хорошо усваивают письмо букв, слогов, предложений. Это в основном те ребята, которые уже читают, удовлетворительно – 5 учащихся, а 3 учащихся испытывают затруднения в овладении навыками письма, так как у них слабо развита моторика рук, ручкой работают с напряжением.
В классе 3 леворуких ребёнка, один из них пишет неплохо.
На уроках математики в период адаптации работоспособность у учащихся была значительно выше. Большинство первоклассников могли воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке; могли моделировать разнообразные расположения объектов в пространстве и на плоскости по их описанию и с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за, между; сравнивать любые два числа в пределах 10.
Большим достижением можно считать заинтересованность большинства родителей в обучении детей.