Клиповое мышление современных школьников. Как взаимодействовать педагогам и детям?
Романова В.В., учитель математики
МАОУ СШ № 2 г. Пестово
Новгородской области
Пестово
2024
Клиповое мышление современных школьников. Как взаимодействовать педагогам и детям?
В современном мире текст теряет свою ключевую роль основного средства передачи информации, а объем знаний вокруг нас непрерывно растет. Вместо учебника современный школьник лучше посмотрит видео на YouTube, послушает подкаст или найдет презентацию в интернете.
Мир давно перестал быть похож на страницы книги - повествование с четко определенными началом и концом. Современность больше похожа на клип с быстро сменяющими друг друга кадрами.
Реальность насыщена информационными вспышками, и объем этой информации только увеличивается, а СМИ и соцсети соперничают за внимание пользователей. Важно понимать, что клиповое мышление - не просто недостаток или слабость современного человека! Это попытка сознания приспособиться к новым условиям жизни, адаптироваться к вечному потоку данных - закономерная защитная реакция организма на обилие информации .
Клиповое мышление современных школьников. Как взаимодействовать педагогам и детям?
Современные дети по- другому воспринимают и обрабатывают информацию. Произошел переход от одной модели мышления - линейной к другой - сетевой, построенной на визуальных образах. Память становится кратковременной и неглубокой.
Различные данные больше не надо запоминать, достаточно знать «путь к ним». Мышление становится клиповым. Мозг способен обрабатывать информацию только небольшими порциями.
Что стало очень заметно у детей?
Особенность работы с информацией , которая у школьников уже сформирована ( на новую учебную информацию, в том числе).
Установка на визуальность . Получить информацию (преимущественно в
виде образа; отлично , когда со звуковым сопровождением), оценить с эмоциональной позиции («нравится /не нравится») и просто передать.
Потерян важнейший шаг «осмыслить», нет глубокого погружения в
учебный вопрос(а в большинстве случаев даже просто погружения).
Клиповое мышление современных школьников. Как взаимодействовать педагогам и детям?
Все это объясняет нашу тревогу, как педагогов. Современные подростки читают меньше книг, им сложнее долго концентрировать внимание на чем- то одном и выполнять однотипные задачи, они мало анализируют информацию, соответственно, у них возникают трудности с освоением школьных предметов, особенно, с изучением точных предметов, которые неизбежно построены по линейному принципу: каждое новое понятие основано на предыдущем материале. Все понятия вместе требуют системного подхода. В силу клипового мышления ученики даже не понимают, чего от них хотят.
Но есть и положительные особенности такого мышления, которые нужно знать и использовать.
Клиповое мышление современных школьников. Как взаимодействовать педагогам и детям?
Вот какие умения развивают обладающие клиповым мышлением школьники.
Уверенно обращаются с информацией: умеют искать и обрабатывать большие объемы теоретического материала.
У детей развита многозадачность: они делают много разноплановых дел одновременно и переключаются с одной информации на другую.
Умеют варьировать способы подачи информации: не ограничивают себя
только текстом, используют и аудиовизуальные средства, а значит точно получают необходимую информацию и способны понять ее.
Имеют развитое образное мышление: образ становится ключевым в
восприятии мира - появляется потребность в его творческом осмыслении, представлении .
Как учителю сделать уроки более эффективными и обратить эти особенности учеников в плюс?
Предлагаю несколько идей, которые можно реализовать и в индивидуальном, и в групповом обучении, которые я применяла.
Более динамичные уроки
Времена, когда ученики могли неподвижно высиживать по несколько уроков подряд, давно прошли. Внимание современных школьников важно удержать различными способами, ведь иначе пострадают дисциплина и мотивация.
Самый простой и эффективный метод - дробить занятия на блоки по 10- 15 минут
и менять типы деятельности, чтобы ученики не успевали заскучать.
Задания на структурирование, обобщение и визуализацию информации предлагаю учебную информацию наглядно: в форме схем, графиков, таблиц и т.д.
Создание проектов.
Проекты: 11 классы. «Скетчноутинг в математике».
7 классы. «Медиана, биссектриса, высота треугольника» 8, 9в классы. «Известные ученые - математики»
Как учителю сделать уроки более эффективными и обратить эти особенности учеников в плюс?
Командная работа на уроках (повышение уровня коммуникации в реальности, а не в интернет - сообществах)
Ход командной работы:
- Организовать команды на уроке, соблюдая условие: не разговаривать , не кричать, не спрашивать друг друга (все организовались в течение 2-3 минут, нашли выход из ситуации, создали свои «беседы»).
- Работа на уроке, максимум на двух уроках, в команде - распределение обязанностей, поиск информации, оформление проекта, защита.
Многократное повторение материала
Используем продукты проекта на уроке. Одна тема - много групп, различное представление информации.
Особый дидактический материал.
Мы с ребятами называем «справочные материалы» (всегда использовали при обучении и раньше, но сейчас особенно актуально). Пакет справочных материалов составляется индивидуально, его используем почти на каждом уроке.
Как учителю сделать уроки более эффективными и обратить эти особенности учеников в плюс?
Работа с текстом учебника на каждом уроке.
В связи с капитальным ремонтом школы и обучением вне основного здания образовательной организации в этом учебном году учебник стал для ребят по настоящему другом и помощником ( в отличие от прошлых лет).
Часто применяла «метод парадоксов», проблемную дискуссию.
Суть его в том, что дети на уроке, в школе, верят каждому слову учителя по поводу изучаемого материала. Когда предлагаешь им два взаимоисключающих факта, начинают задумываться.
Например, по поводу основной аксиомы геометрии.
Евклид «Через точку, не лежащую на прямой можно провести прямую параллельную данной и притом только одну»
Лобачевский «Через точку, не лежащую на прямой можно провести несколько прямых параллельных данной прямой»
В алгебре:
0,9
Как учителю сделать уроки более эффективными и обратить эти особенности учеников в плюс?
Постоянно показывать связь учебного предмета с другими науками, обращаться к практическому опыту.
Вот один из последних интересных фактов.
Написала на доске набор чисел, попросила прочитать несколько раз и по интонации узнать автора, стиль литературного произведения, настроение. А Вы узнаете?
Последнее.
Дети очень любят примеры из школьной жизни учителя. Приходиться иногда придумывать что- то (приврать даже), чтобы привлечь их внимание.
Заключение
Обучать современных детей сложно , но интересно. Сейчас нет универсальных способов , и к сожалению, нас никто не учит, каким - то методам и приемам, по настоящему, действенным.
Но у нас в школе грамотный коллектив, мы общаемся, обмениваемся своими наработками.
Это очень помогает.
Буду рада, если мой опыт кому - то пригодится. Спасибо.
ссылки
https://repit.online/blog/post/klipovoe- myshlenie- sovremennyh-shkolnikov-pochemu- eto- preimushhestvo.html
https://multiurok.ru/blog/riekomiendatsii-po-profilaktikie-razvitiia-klipovogho-myshlieniia.html