Реализация учебной программы по внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения»
Выполнила преподаватель-организатор ОБЖ: Чернышева Светлана Анатольевна
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.
В постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №100
«О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2012 — 2020 годах» говорится о том, что необходимо формировать основы и приоритетные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей.
Считаю, что обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно–воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге.
2016-2017 учебный год работала по составленной мною программе по внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения». Данная программа составлена на основе Правил дорожного движения РФ и ФГОС, построена по принципу нарастания объема изученного материала. Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части.
Основной целью на занятиях внеурочной деятельности — вооружить школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и, тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города; прививать убеждение в необходимости следовать поведенческим нормам и качествам: дисциплинированности, внимательности, выдержанности, организованности; вызывать уважительное отношение к труду водителей, к пешеходам и пассажирам.
Работа с обучающимися проводилась согласно составленному планированию на каждый класс.
Занятия проводились один раз в неделю в каждом классе, материал подбирался с учетом возрастных особенностей школьников.
На внеурочных занятиях использовала разнообразные виды деятельности, дифференцированные методы, приемы воспитательной работы во внеурочной работе, различные средства изучения правил дорожного движения: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные игры, театрализация, физкультминутки и динамические паузы с элементами ПДД, загадки и др..
Наиболее распространенным методом ведения занятий являлся беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед доводились до сведения учеников сводки о ДТП на улицах нашего района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, давалась оценка таким нарушениям, но при этом беседы не носили характер запугивания школьников. На многих занятиях предусматривалась работа в специально заведенных тетрадях для кружковой работы. В эти тетради дети конспектировали материал, полученный на занятиях.
Для проведения занятий, викторин по ПДД использовались презентации созданные в программе Microsoft Power Point, а еще в обучении широко использовались печатные пособия по ПДД.
На многих занятиях предусматривалась работа в специально заведенных тетрадях по внеурочной деятельности. В эти тетради дети конспектировали материал, полученный на занятиях.
В каждой четверти обязательно проводились практические занятия «Творческая мастерская», на которых создавались условия для творческого самовыражения личности: ребята изготавливали различные дорожные знаки, макеты улиц и дорог и многое другое.
Для закрепления знаний применялись настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. В каждом классе проводились подвижные игры и тренировки на школьном дворе, на специально размеченной площадке «Автогородок»
Эти занятия шли по плану 4 раза в год – 2 занятия осенью и 2 занятия весной. Занятия строились так, что теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступали к выполнению упражнений на учебной площадке.
В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами был проведен необходимый в данное время года инструктаж.
На занятиях использовалась хорошо продуманная наглядность. Каждое правило сопровождалось иллюстрацией или описанием конкретной ситуации, в которой ребенок должен выбрать оптимальный вариант поведения и обязательно обосновать этот выбор. Использовались учебно-наглядные пособия: макеты, модели, кинофильмы. Некоторые наглядные пособия изготавливались вместе с детьми.
С детьми принимала участие в районном конкурсе «Безопасное колесо-2017».Заняли 1 место в районе. Участвовали в областном конкурсе«Безопасное колесо-2017.Латынцев Никита занял 1 место в конкурсе «Автогородок»
Сотрудничали с ГИБДД Курского района, со школами Курского района. Факт сотрудничества на сайте школы МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
Проверка знаний проводится в форме тестирования, общешкольных мероприятий или соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.
Важным звеном в системе формирования у учащихся основ безопасного поведения на дорогах являлась работа с родителями. Использовались такие виды работ с родителями учащихся:
— Оформление родительского уголка.
— Консультации родителей некоторых обучающихся..
— Разработка памяток, буклетов и рекомендаций по ПДД для родителей.
— Привлечение родителей к участию в конкурсных программах по ПДД в школе: выставок , конкурсах поделок, рисунков…
Результат внеурочной деятельности прослеживается в тестировании, проведенного в конце 2016-2017 учебного года в 5-6 классах с использованием компьютера.