Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы»»
Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе
Читательская грамотность
Словосочетание «читательская грамотность»
появилось в 1991 г. в исследовании PISA «читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность на уроках литературного чтения
Технология продуктивного чтения: прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации (приём антиципация).
Приём «чтение с остановками» в основной части урока - позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций.
Приём «комментированное чтение» - развивается фактическое понимание информации в тексте.
Прием « чтение с пометками » формирует умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
- v Знакомая информация
- + Новая информация
- - Я думал (думала) иначе
- ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
Задание . Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:
облако, ягода, игра, автобус, экран, утро .
Выпишите это лишнее слово, придумайте ещё 3 слова с другими гласными буквами, обозначающими 2 звука.
Сравните количество букв и звуков в этих словах.
Сделайте вывод.
Задание для работы парами :
подберите и запишите по 2 слова, если возможно, в которых
- 2 слога, 2 твёрдых согласных звука;
- 3 слога, 2 гласных звука;
- 1 слог, 2 звонких согласных звука.
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
- Приём «Письмо с пробелами» .
- Русский язык. Составление рассказа о существительном по опорным словам.
- 1) Имя существительное обозначает…
- Отвечает на вопросы…
- Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
- 2) Имена существительные имеют постоянные признаки:
- Род … , … или ….
- Бывают … или …
- Существительные изменяются по … и … .
- 3) В предложении имя существительное может быть одним из главных членов, а именно ….
Читательская грамотность на уроках литературного чтения
«Создание творческих работ» . Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку или стихотворение.
Функциональная грамотность на уроках литературного чтения
Задание для работы в микро группах :
определите жанр стихов устного народного творчества.