СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете по теме "Учебная мотивация. Пути её формирования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление будет полезно всем учителям. Формирование учебной мотивации сейчас актуальная тема для педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме "Учебная мотивация. Пути её формирования"»

Педагогический совет.


Тема выступления «Учебная мотивация. Умение учителя сделать учебную задачу личностно – значимой для учащегося»


При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов.


Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все мотивы учения делятся на две большие категории – одни из них связаны с самой УД – внутренние мотивы, а другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой - внешние (социальные).


Внешние (социальные).


1. Долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями.

2. Стремление получить одобрение, мотивация престижа.

3. Отрицательные – страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.


Внутренние (связанные с УД) – познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть ЗУН и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач.


На занятиях психологического практикума, в ходе изучения темы мотивация был проведён опрос среди учащихся 9, 11 классов.

Выявлено, что у большинства учащихся явно выражены внешние (социальные мотивы), т.е мотивы не связанные с процессом обучения. На вопрос зачем ты ходишь в школу, отвечают: хожу в школу потому - что мама заставляет, так надо, пообщаться с ребятами, чтобы не орали, все идут и я иду, получить хорошую отметку, чтобы похвалили, получить документ об окончании школы.

Единицы учащихся ответили, что ходят в школу, чтобы получить знания, чему- либо научиться, узнать что-то новое.

И несмотря на это, учителю всё же необходимо сделать учебную задачу личностно – значимой для учащегося.

Что может помочь учителю в этом.


1. Знание основных мотивов учебной деятельности.

2. Учёт интересов, внутреннего состояния, индивидуальных особенностей каждого ученика.

2. Владение технологией личностно – ориентированного подхода в обучении.


Личностно – ориентированный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности личности учащегося, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям, личностным особенностям.


Слабым и инертным детям в школе приходится «ломать» себя, приспосабливаться к требованиям обучения. Но у таких детей есть и свои преимущества. Например, в ситуациях, требующих монотонной, однообразной работы, такие дети проявляют себя лучше, чем дети с сильной нервной системой.

Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал.

Но возникают и такие ситуации, когда ученикам с сильной нервной системой приходится нелегко. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Им с трудом удается работать по шаблону, по алгоритму.


Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, учителю необходимо, «определять характер необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечивать»- так справедливо говорил английский психолог М. Дональдсон.

Прежняя психологическая установка учителя «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель» уступило место новой психологической установке для учащегося «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного "



Примерный план урока русского языка с точки зрения личностно – ориентированного подхода.


Тема урока: Глагол.

Цели урока:

1. Познакомиться с морфологическими признаками глагола.

2. Уметь находить глагол среди других частей речи.

3. Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы ,сотрудничать.


Ход урока


1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите все ли готово к уроку?

Пожелаем друг другу удачи.


2. Актуализация знаний.

- На доске написаны слова. Прочитайте их и распределите по группам. Береза, большая, бегать, синяя, синеет, корова, гуляет, ученик .

-Все ли слова выписали? (Нет ).

-Почему не смогли выписать все слова?

(Так как некоторые слова нельзя отнести ни к одной из известных нам частей речи.)


3. Постановка учебной задачи.


-На какой же вопрос нам предстоит ответить?

(Какой частью речи являются эти слова.)


4 . «Открытие» учащимися нового знания.

-Какие есть предположения? (дети испытывают затруднения.)

-Что нам поможет ответить на вопрос? ( Правило в учебнике.)


5 .Первичное закрепление.


-Задайте друг другу вопросы по новой теме.


(Что такое глагол? На какие вопросы отвечает? Что обозначает глагол? )

-Назовите тему урока.(Глагол.)

-Попробуйте, работая в парах, составить таблицу (кластер) «Глагол » , включив в нее полученные знания. (Самостоятельная работа с последующим обсуждением.)


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Используя составленную схему, выполните упражнение … . (Каждый ученик берёт для себя карточку определённого цвета)

Красный цвет – сложный уровень

Синий – средний

Зелёный – лёгкий


( Самостоятельная работа.)


Оцените свою работу по следующей шкале.

+ справился.

+ - сомневался.

- не справился.

(Самооценка с последующим обсуждением.)


7. Включение нового знания в систему знаний.


-Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала?

(Нет.)

-Что еще надо сделать? (Потренироваться.)

(Учитель организует выполнения тренировочных упражнений, учитывая интересы учащихся, используя разные формы работы, учащиеся выполняют одинаковое задание)

1. Работа в парах

2. Индивидуально

3. В группе

4. Фронтально


8. Итог урока.

-С какой частью речи познакомились?

-Что нового о ней узнали?

-Какую задачу ставили?

-Удалось нам ее решить?

-Каким образом?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас получилось?

-Над чем надо поработать? Какую задачу поставим на следующий урок?

9. Домашнее задание.


Придумать и записать 5-6 глаголов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!