Проблемно-поисковые методы обучения на уроках русского языка как средство освоения технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
Методологической основой стандартов второго поколения (ФГОС НОО), является системно-деятельностный подход. Данный подход предполагает такую организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих активную познавательную деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Осваивать технологию проблемного обучения мне помогает использование методов проблемно-поискового обучения, которые дают ученику возможность осуществлять все этапы деятельности от целеполагания до полного осмысления.
Проблемно-поисковые методы подразделяются на:
- проблемно-сообщающий метод или метод проблемного изложения;
- частично-поисковый или эвристический;
- исследовательский метод.
Приведу краткую характеристику каждого из проблемно-поисковых методов и примеры из опыта моей работы с уроков русского языка.
Проблемно-сообщающий метод или метод проблемного изложения.
Суть проблемно-сообщающего метода или метода проблемного изложения заключается в том, что учитель ставит перед детьми проблему, показывает план разрешения этой проблемы, раскрывая встречающиеся противоречия. Учитель размышляет, рассуждает. В этом можно увидеть сходство с методом репродуктивным. Но в ходе проблемного изложения учитель ведёт за собой мышление обучающихся и делает их более активными. Я в таких случаях применяю наглядность (слайды), не с целью запоминания, а для постановки задач, которые будут необходимы для разрешения проблемной ситуации.
Назначение этого метода – показать детям образец научного познания, создать эталон научного мышления, показать план развёрнутых действий по решению этой проблемы. Этот метод предостерегает от формального усвоения знаний, ведёт подготовку школьников в будущем самостоятельно добывать знания и развивает их творческую активность.
1 класс. Перенос слов.
Сообщаю детям, что слова переносятся по слогам - стра - на (2 гласные - 2 слога). Сразу возникает проблемная ситуация: Ю-ля - тоже 2 слога, две гласные, но перенести нельзя. Путём рассуждений приходим к другому правилу, в котором сказано, что в русском языке одну гласную не оставляем на строке и не переносим. Появляется табличка (слайд):
с
тра – на
Ю
ля
2 класс. Правописание безударных гласных в корне слова.
берем слово гроза. Возникает вопрос: «Почему слышим [а], а пишем букву о?»
Потому, что в русском языке ударение подвижное. Мы проверяем безударную гласную
/
ударением - грозы. Появляется табличка (слайд): гроза-грозы.
2 класс. Правописание парных звонких и глухих в корне слова.
Даны два слова с этой орфограммой:
пру ...-пру ...
Проблема: можем ли сразу написать пропущенные буквы? Нет. Приходим к выводу: надо знать лексическое значение этих слов. Дать слова: прутик, пруды.
Появилась разница в произношении. Теперь необходимо подобрать способ проверки этой орфограммы. Какой же?
пруды – пруд, прутик – прут
Ученики делают вывод и приходят к способу проверки орфограммы.
4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Если пойти традиционным путем, то объяснение можно построить так:
- рассмотрите таблицу;
- сравните окончания глаголов;
- сделайте выводы;
- прочитайте правило.
Через несколько уроков - знакомство с глаголами - исключениями.
Но я иду путем проблемного изложения: ставлю проблему, указываю пути ее решения, раскрываю противоречия, слежу за мыслительной деятельностью учеников.
Проблема: 1 л., н.в: я - строю
2 л., н.в: ты- стро...шь - Какое окончание вы бы написали?
Пути разрешения:
/
1) Поставьте ударение: стро…шь. Окончание безударное.
2) Поставьте глагол в начальную форму:
строить - окончивается на -ить.
3) Выводы: какую же гласную напишем в безударных окончаниях? (и) Почему? (относится ко II спряжению).
Проблема: глаголы брить, стелить оканчиваются на -ить, а в таблице написано бреешь, стелешь. Путём проблемных вопросов, рассуждений обучающиеся приходят к единственному выводу, что это глаголы - исключения. Они заканчиваются в н.ф. на -ить, но относятся к I спряжению.
Так же можно построить работу с глаголами-исключениями на -ать, -еть.
На обобщающих уроках ребята могут представить свои выводы в виде такой таблицы (слайда):
Спряжение глаголов |
II спр. - ить + смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть терпеть, вертеть; слышать, дышать, держать, гнать. | I спр. брить, стелить все остальные глаголы. |
- и - ат (- ят) | | - е - ут (- ют) |
Частично-поисковый или эвристический метод.
Данный метод используется в целях приближения обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем. Учитель подводит детей к постановке проблемы, показывает им, как необходимо находить доказательства, делать выводы. Широко применяется эвристическая беседа, ведущая к выводу. В процессе этой беседы учитель ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы.
В своей работе я использую классификацию эвристических методов по методике доктора педагогических наук развивающего обучения Андрея Викторовича Хуторского.
Он подразделяет эвристические методы на группы:
- креативные, то есть творческие методы;
- оргдеятельностные методы, которые предполагают деятельность учеников, учителя и администрации;
- когнитивные, то есть познавательные методы.
Креативные методы заключают в себе следующие подметоды (А.В. Хуторской называет их тоже методами):
1. Метод придумывания (очень широко используемый на всех уроках русского языка).
2. Метод ... если бы ... (например: учитель спрашивает ребят: «Что произойдет, если исчезнут окончания в словах, если исчезнет мягкий знак (ь), если исчезнут сами слова?» и т.д.
3. Метод образной картины (создать образную картину цветка, дерева, выразить с помощью рисунка, символа фундаментальные основы природы).
4. «Мозговой штурм» (сбор как можно большего числа идей).
5. Метод синектики (когда обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, ищутся новые аналогии, т.е. аналогичные решения, возвращаясь к проблеме).
6. Метод морфологического ящика (нахождение новых неожиданных идей, более оригинальных).
7. Метод инверсий или обращений (когда стереотипные приемы бесплодны, а применяются противоположные альтернативы).
Методы креативного типа предполагают ряд заданий. Я перечислю только те задания, которые можно применить на уроках русского языка.
- Предложить ученикам по-своему выполнить то, что учителю уже известно: придумать
обозначение звука, буквы, дать определение изучаемому понятию, сформировать
грамматическое правило.
- Создать словесный продукт в различных жанрах (Изображение букв, изготовление
берестяных грамот).
- Составить кроссворд, игру, викторину, свое задание для других учеников.
- Придумать образ: рисуночный, словесный.
- Провести урок в роли учителя, разработать памятку и т.д.
Метод придумывания
4 класс. Однородные члены предложения.
- Придумайте предложения к данным схемам (схемы даются на доске или виде слайдов)
Дети придумывают предложения к каждой схеме и доказывают правильность своего решения, выполняя разбор по членам предложения.
Метод ... если бы ... .
Чаще всего этот метод я использую на этапе закрепления или во время тренировочных упражнений по изученному правилу.
3 класс. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
- Что произойдет, если исчезнет мягкий знак в словах: мышь, дичь, ночь?
Дети отвечают, что эти имена существительные должны будут перейти в мужской род. Но это невозможно, так как: ночь - она, моя, дочь - она, моя.
2 класс. Мягкий знак, как показатель мягкости согласных.
- Что произойдет, если в предложении: «Корабль сел на мель.» исчезнет мягкий знак в слове мель?
Дети рассуждают так: изменяется значение этого слова, а значит изменится смысл предложения. Получается, что корабль сел на мел, на кусок мела. А это не имеет смысла.
Оргдеятельностные методы - это методы учителя, учеников и административные методы. Они включают следующие подметоды:
1. Метод ученического планирования (когда ученику предлагается спланировать свою деятельность на урок, или спланировать какие-то творческое задание по теме, тексту).
2. Метод самоорганизации обучения (то есть самостоятельная работа с учебником или первоисточником).
3. Метод взаимообучения (работа ведется в парах, в группах, когда ученики выполняют функции учителя).
4. Метод рецензий (этот метод предполагает взглянуть на продукт деятельности своего ученика - товарища).
5. Метод самооценки (самопроверки) - оценить критический свой продукт деятельности.
Задания оргдеятельностного типа.
- Разработать цель своих занятий по русскому языку на день, на четверть, разработать план домашней работы.
Составить и провести викторину, кроссворд.
Осознать свою деятельность (речь, письмо, размышления). Вывести правила и закономерности этой деятельности.
Метод ученического планирования легче и интереснее всего можно использовать в 3-4 классах. Но я применяю его и в первом классе на уроке письма.
1 класс. Письмо заглавной буквы «К».
Сообщаю ребятам, что я составила план работы на урок, где мы должны будем научиться
писать заглавную букву «К».
На доске он записан так, а я устно им объясняю:
1) Кира Кряк 1. Напишем слова с буквой «К».
2) У Киры кукла. 2. Напишем предложения, где встречается эта буква.
3) Кр Ки 3. Научимся писать соединения буквы «К» с другими буквами.
4) f 1 4. Научимся писать элементы этой буквы.
5) К 5. Научимся писать букву «К».
- Вы согласны с моим планом? (Для ребят этот урок письма уже не первый и они сразу замечают путаницу в плане). Тогда составьте свой план. Один ученик рядом с моими записями ставит свои цифры, все ему помогают. Получается план учащихся.
Вывод: мы не можем написать слова с заглавной буквой «К» раньше, чем научимся писать
элементы этой буквы и саму букву.
Метод взаимообучения очень нравится детям, так как они могут работать в парах, в четверках, по рядам, могут выполнять функции учителя.
2,3,4 классы. Ребята написали словарный диктант, письмо по памяти, диктант и т.д. Учитель предлагает обменяться тетрадями, помочь своему соседу проверить работу и оценить её. На полях появляется запись: «В/п - 5» В/п - взаимопроверка.
3 класс. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
На этапе выполнения тренировочных упражнений дети работают в парах. Предлагаю детям 1-го варианта быть «учителями», 2-го варианта – «учениками».
- Дорогие «учителя», какое задание к этому упражнению вы бы задали своим ученикам? Ученики, подготовьте ответ своим «учителям».
золотая плащ( )
черный вещ ( )
спелая рож ( )
«Учителя» (1 вариант) предлагают такие задания:
- Какая часть речи записана в I и II столбике?
- Составь словосочетания.
- Как пишутся имена существительные во II столбике? Почему?
Метод рецензии.
2,3,4 класс. Обучающиеся записывают словарный диктант, а двое работают, закрывшись, у доски. Затем весь класс оценивают их работу, находят ошибки (если они есть), дополняют комментирование орфограмм.
4 класс. Род имен прилагательных.
Предлагаю задание по выбору к такому упражнению:
высокая рожь
дивный вещь
золотая вечер
- Составь и запиши словосочетания по родам. Придумай свои.
- Составь и запиши только те словосочетания, которые можно употребить в прямом и переносном значении.
Затем более детально останавливаемая на работах тех, кто выполнял второе задание.
Дети оценивают работу своих товарищей: золотая рожь - золотая вещь. Они доказывают, что словосочетание золотая рожь употреблено в переносном значении.
Метод самооценки.
Устно: в конце урока спрашиваю учеников:
- Дети, вы довольны собой? (- Да!)
Письменно: ученики могут сверить свою работу с текстом из учебника или с доски и поставить себе оценку. На полях они пишут: С/п - 4 (5,3). С/п - самопроверка.
Метод самооценки может сочетаться с методом рецензий, когда дети, сверяя свою работу с работой того, кто писал на доске, дают анализ и тому, что они увидели на доске.
2 класс. Правописание безударной гласной, проверяемой ударением.
- Я продиктую предложения. Но вам необходимо выбрать из них и записать только слова с безударной гласной. Вы пишите в тетради, а я буду писать на доске (закрывшись).
Мама купила ведро. Гроза утихла. Юля нашла грибы.
- Проверьте сами свою работу и на полях поставьте себе оценку (С/п). А сейчас проверьте свою работу по моим записям на доске.
Дети начинают проверять себя, но находят ошибку в моих записях.
о
Ведро, граза, грибы.
Когнитивные, т.е. познавательные методы. Они заключают в себя следующие подметоды:
1. Метод «вживания». (Когда ученику предлагается переселиться в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри).
2. Метод смыслового видения (увидеть внутреннюю сущность объекта).
3. Метод образного видения (Эмоциональное исследование объекта, т.е. представить в виде какого-то образа).
4. Метод символического видения (дети наблюдают объект с целью увидеть и изобразить его символом: голубь - символ мира, свет - символ добра и т.д.).
5. Метод эвристических вопросов (предполагает вопросы: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?. Они порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта).
6. Метод сравнения (сопоставить версии разных учеников. Что можно сравнить, а что сравнивать нельзя? Попытаться сравнить несравниваемое).
7. Метод эвристического наблюдения (дети из наблюдений добывают новую информацию и конструируют новые знания). Цель этого метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.
8. Метод эвристического исследования (самостоятельное исследование объекта по плану).
9. Метод конструирования понятий (сформировать понятие, дать определение какому-то понятию).
10. Метод конструирования правила (дети конструируют правило по 3-5 уровням сложности). Более подробно я остановлюсь на этом методе в практической части.
11. Метод гипотез - что будет, если ... (ученикам предлагается сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему).
Задания когнитивного типа.
- Предложить версию происхождения отдельного слова, объяснить графическую форму
букв, их взаимосвязь и последовательность.
Исследование объекта: слово, текст. Установить его происхождение, смысл, строение,
признаки, связи.
Отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста).
«Проживание» исторических событий и явлений (рождение речи, письменности, букв,
алфавита, грамматических правил).
Выявление общего и отличного в разных типах языков.
Метод смыслового видения (увидеть внутреннюю сущность объекта).
3 класс. Главные члены предложения.
представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где в предложении главные и второстепенные члены.
Дримбул латко прикетил горселенку.
Дети с помощью вопросов устанавливают связь слов в предложении, это помогает им
разобрать его по членам предложения.
Кто? Дримбул, Дримбул (что сделал?) прикетил (Значит по вопросам - это подлежащее и сказуемое),
прикетил (как?) латко (обстоятельство), прикетил (кого? или что?) горселенку (дополнение).
3 класс. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
С помощью древней грамматики составлено предложение.
Мелестная девеж(...?) притясла комейный боромож (...?).
Дети должны догадаться, где нужно поставить Ь (мягкий знак).
С помощью вопроса они находят словосочетания женского и мужского рода.
И
.с. ж.р. И.п. ж.р.
девеж(... ?) (какая?) мелестная.
И
.с. м.р. И.п. м.р.
боромож(...?) (какой?) комейный
Значит девеж(...?) - это имя существительное женского рода и пишется после шипящей мягкий знак.
ж.р.
девежь.
Метод oбразного видения.
3 класс. Род имен существительных.
На этом этапе закрепления спрашиваю у ребят:
- С каким образом ассоциируются у вас имена существительные женского, среднего, мужского рода? Нарисуйте (Задание выполняется по рядам 1р.- ж.р, 2 р.-м.р., 3 р. - ср.р.)
По детским рисункам видно, что мужской род существительных ассоциируется у ребят с образом мяча, слона, автомата, мужчины и т.д.
Женский род - с образом мамы, тетради, ручки и т.д.
Но больше всех меня удивило образное видение ребят. Кроме того, что они нарисовали окно, яблоко, облако, болото, море они сумели изобразить на рисунках существа, род которых определить невозможно.
Большую трудность для детей начальной школы представляют словарные слова.
Правил для их написания не существует. Проверить их родственными словами не получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно «просто запомнить».
А память ребенка еще не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа - буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. Воспользовавшись этим, придумаем для словарных слов «неправильные» правила. Сделать это надо с помощью ассоциаций, тогда эмоционально-образная память ребенка активно заработает. Свяжем словарное слово с каким-то образом, с другим словом, обыграем эту связь в стихотворении, сказке, загадке и т.д. и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет запомнить орфограмму.
Помогает мне в этом книга В.Агафонова «Совсем неправильные правила».
Метод конструирования правила.
При организации проблемно-поискового обучения по каждому орфографическому правилу формулируются задачи на пяти уровнях проблемности. А сущность заключается в том, что проблемная задача на самом высоком уровне не содержит подсказки, высоком -1 подсказку, среднем «а» - 2 подсказки, среднем «б» - 3 подсказки, низком - ряд заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу правила.
Детям раздаются рабочие листочки, подсказки в них закрыты, так как дети могут вывести правило на самом высоком уровне - без подсказки. Если это сделать не удается, то они открывают первую подсказку и т.д.
4 класс. Правописание окончаний глагола 2-го лица ед.числа настоящего времени. Задание: Рассмотрите слова: поешь, спишь, сидишь. Выведи правила правописания.
| 1. |
2. Определи часть речи. Выведи правило. | 2. |
3. Определи число и время глагола. Выведи правило. | 3. |
4. Определи лицо глагола, выдели окончание. Выведи правило. | 4. |
5. Определи часть речи, определи время, лицо, число, выдели окончание. Какая буква пишется в окончаниях глаголов? Выведи правило. | 5. |
По таким рабочим листочкам (карточкам) ученики работают индивидуально или в парах, четверках.
Количество уровней проблемности зависит от сложности темы.
б) Например, в 3-м классе при конструировании (изобретении) правила правописания по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих», я сократила уровни проблемности до трех:
Самый высокий 1. Без подсказки.
Высокий 2. Определи часть речи. На какой звук оканчивается?
Выведи правило.
Средний 3. Определи род имен существительных в I группе.
Сделай вывод. Сформулируй правило.
Метод сравнения.
Ребята выполнили задание в парах, четверках, по рядам (т.е. в группах) и сравнивают полученные результаты каждой группы.
Например: они вывели правило. Каждая группа предлагает свое правило. Все начинают сравнивать. Чье правило точнее? Почему? Чего недостает?
Метод гипотез.
Что было бы, если бы в предложении «Мама взяла тушь и подкрасила ресницы» Паша
написал бы имя существительное тушь без мягкого знака? Дети формулируют версии:
- Он бы поменял род имени существительного.
- Мама подкрасила ресницы музыкой, так как туш – это музыкальное произведение.
Исследовательский метод.
В отличие от частично-поискового метода, который не дает полного разрешения проблемы, исследовательский метод приводит к полному ее разрешению. Это совместная деятельность учителя и учащихся, который основан на применении знаний, полученных при изучении какой-либо темы. Учащиеся овладевают методом учебного познания, у них формируются навыки исследовательской деятельности.
Исследовательская работа подчиняется ряду принципов.
1. Проблема не должна быть надуманной, она должна быть реальной.
2. Осознанность - учащиеся должны знать, зачем это нужно.
3. Самодеятельность - ученик должен решать проблему при помощи своего опыта, знаний.
4. Наглядность.
Суть всей исследовательской работы состоит в сопоставлении данных научных, творческой деятельности учителя и учащихся, и, производимых на всем этом, выводах. Исследовательская работа - это творческая деятельность учеников.
Этапы исследовательской работы:
1. Цель исследования (в начале творческой работы).
2. Выдвижение гипотезы (научное предположение, которое является устоявшимся, не требующим доказательств).
3. Задачи исследования (что нужно узнать, для чего нужно и как нужно изучить тему).
4. Практические данные (то, что узнали при изучении этой темы).
5. Обобщение и выводы (результат сопоставляется с гипотезой и целью).
Таким образом, содержанием урока с использованием проблемно-поисковых методов является деятельность самих ребят. Школьники наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, то есть занимаются исследовательской деятельностью.