СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете «Профориентация на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС  выпускник должен быть готов к выбору профессии.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Профориентация на уроках математики»»

Слайд1. Выступление 29.12.2021 «Профориентация на уроках математики»

Слайд 2. «Как хорошо, когда у человека есть возможность

выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»

Апшерони А.

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных жизненно-практических задач, которые приходится решать человеку. Надо признать справедливость слов К. Д. Ушинского: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет», так как возможность заниматься любимым делом - непременное условие счастья человека.

Согласно ФГОС выпускник должен быть подготовлен к осознанному выбору профессии, должен понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества, т.е. готов к профессиональному самоопределению. Необходимо, чтобы молодой человек, оканчивая школу, уже приблизительно понимал, чем он хочет заниматься в жизни.

Слайд 3. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Поэтому школьник нуждается в разносторонней информации о профессиях. Центром профессиональной работы с учащимися служит школа.

В связи с этим необходимо в общеобразовательных учреждениях организовывать различную деятельность учащихся, направленную на профессиональное самоопределение, познание себя.

Какие проблемы возникают у ребенка при выборе профессии?

Во-первых,  недостаточная осведомленность в том, какие профессии вообще существуют и чем занимаются люди (кто такой менеджер, столяр, копирайтер, бухгалтер и пр.).

Во-вторых, они не знают (да и педагоги тоже) какие профессии вообще востребованы сегодня в Петербурге.

В-третьих, какие профессии могут быть востребованы в ближайшем будущем.

И, наконец, как математика может помочь в выборе профессии?

Мы учителя, математики, ведь постоянно при изучении различных тем по математике с учениками изучаем жизнь, процессы, происходящие в жизни, изучаем мир вокруг нас.


Слайд 4: На уроках математики использую следующие основные формы и методы

профориентационной работы при изучении программных тем школьного

курса математики, а именно:

- беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

- решение различного рода задач с практическим содержанием;

- выполнение практических работ профессиональной направленности.



Слайд 5: Одной из форм профориентации на уроках математики является информация о профессии в ее связи с решением задач. Мы используем на уроках задачи, возникающие в практической деятельности человека и показывающие необходимость математических знаний для людей самых разнообразных профессий.

Напри­мер, в пятом классе целесообразно давать такие задачи:

1.Бригада из трех рабочих окрасила здание. Первый рабочий окрасил на 17 м2больше второго, а половина того, что сделал второй, составляет2/3работы, выполненной третьим рабочим. Сколько денег получил каждый ра­бочий, если все вместе они окрасили 325 м2, а окраска 1 м2стоит 16 коп.?

2.Строительная организация получила снача­ла 0,2 денег, отпущенных на оплату стройма­териалов, потом половину остатка и, наконец, последние 8500 р. Все поступившие деньги бы­ли израсходованы, причем за кирпич уплатили в 3 раза больше, чем за цемент, а за кровель­ное железо на 670 р. больше, чем за кирпич. Какая сумма была внесена за оплату кир­пича?


Эти и подобные задачи дают возможность учителю рассказать о строительных профес­сиях.

После их решения можно спросить учащих­ся, что они знают о профессиях, связанных со строительством. После этого можно рассказать о значении его профес­сии, о том, какие бывают профессии строите­лей, о роли математики в строительном деле. В процессе решения мы обсуждаем суть профессии, ее роль в обществе, качества человека и его умения необходимые для этой профессии.

Слайд 6: Задачи с сознательным пропуском действующего лица.

Из 27м ткани … сшила 9 платьев. Сколько метров ткани пошло на пошив 1 платье?

Для справки:

Закройщик-это мастер, занимающийся на предприятиях сферы услуг раскроем изделий из различных материалов для шитья одежды по индивидуальным заказам, а также осуществляющий ремонт одежды.

Портной (швея)-ремесленная профессия по изготовлению одежды из текстильных полотен.


Слайд 7: При изучении перпендикулярных прямых в 6, 7 классах также столкнулись с тем, что

очень важно при определенных обстоятельствах в жизни соблюдать строгую

перпендикулярность, например, в профессии инженер – строитель.


. Например: Папа инженер внес рационализаторское предложение, которое повысит добычу руды на 12,5 процентов. Какова будет добыча руды после введения нового оборудования, если раньше добывали 30т руды в день.

С ребятами обсуждаем, кто такой инженер, есть инженер-конструктор, инженер машинных установок, где можно обучиться данной профессии, какие технические специальности сейчас востребованы.

Также проговариваем, что инженер должен уметь читать чертежи, схемы. Самостоятельно выполнять чертежи различных видов изделий, производить точные измерения, разбираться в видах деталей, сечений, разрезов. Кроме того, инженер должен уметь просчитывать целесообразность изготовления того или иного вида изделия, исходя из его практических характеристик (площади поверхности, объема). Что мы и делаем на уроках математики.


Слайд 8:Очень много задач в курсе математики средней школы составлено по сельскохозяйственной тематике. В каждом учебнике математики всегда есть определенного рода задачи, связанные с той или иной профессией. К ним относятся «Проценты», «Приближенные вычисления», «Функции и графики» и др. В процессе изучения этих тем при решении задач можно знакомить учащихся с сельскохозяйственными профессиями.

В качестве примера приведем задачу:

За один рабочий день в уборочную комбайнёр должен убрать озимой пшеницы с 15 га. С 1 га набирается примерно 1,5 тонны пшеницы, так как год 2010 засушливый. 1 тонна стоит в среднем 6000 руб. Сколько может заработать денег фермерское хозяйство благодаря работе одного комбайнера в течение месяца?

При изучении темы «Пропорция» в 6 классе мы с ребятами брали

задачи, связанные с сельскохозяйственными профессиями: тракторист, агроном и другие.


Слайд 9:Задачи с мини-обсуждением.


Во время изучения тем, связанных с вычислениями с обыкновенными, десятичными дробями, отрицательными числами проводится работа, где учащиеся выполняют измерения и вычисления для ремонта комнаты, , делают расчеты стоимости теплицы, При подведении итогов обсуждаем с какими профессиями мы встречаемся в той или иной задаче.

Слайд10: Задачи с вопросом «Где мне это может пригодиться?»

Актуальны задачи, решая которые мы можем задать вопрос «В какой профессии мне могут пригодиться эти знания по математике? Где в жизни мне может это понадобиться?» и т.п.( беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом).


Задача. Положили 6500 руб. под 3% годовых. Сколько денег на книжке будет в конце года, если за обслуживание счета надо уплатить 500рублей в год?

В современном мире мы все пользуемся услугами банка. Профессия банкира на сегодняшний день одна из самых востребованных.


Слайд11: 1.Задачи в профессии «Повар, кондитер»:

При изучении темы «Шкалы и координаты» в 5 классе с ребятами

беседовали о том, где шкалы и координаты в жизни им могут пригодиться, тем самым пришли к профессии «продавец», поговорили об её особенностях.

Повар, кондитер и технолог должны знать алгоритм приготовления блюд, в каких пропорциях подбирать компоненты для приготовления блюда, уметь определять влажность продуктов, рассчитывать дневную норму питания в процентах, производить калькуляцию и учет продуктов питания. Поэтому для этой профессии важны задачи на проценты

.

2.Медики и фармацевты должны уметь рассчитывать количество лекарства. Как правильно сделать разрез при операции на сердце, через равнобедренный треугольник, рассчитать угол.


3.Для технических профессий и специальностей всегда необходимы уметь решать задачи на движение, проценты, площади и объемы, составление уравнений и систем уравнений.

4. Все мы стремимся одеваться в соответствии с местом работы, временем, выполняемой работе, модой. Многие пытаются научиться шить и вязать. Но без выкройки ничего не получится. Посмотрите на выкройки внимательно: прямоугольники, квадраты, ромбы, трапеции.... Как то была распространена модель юбки, которая так и называлась: « трапеция». Изучив темы «Трапеция», «Треугольник», ученики выполняли творческое задание в виде презентации.


На уроках стараемся дать практические понятия, связанные с той или иной профессией на расчеты скорости, промежутка времени, площади, объемов, стоимости товара, проценты и многое другое, так называемые практико-ориентированные задания.



Слайд12: Практико-ориентированные задания - это  задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности,  текстовое задание, носящее не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса.

Виды практико-ориентированных заданий по          направленности:

  • связанные с жизнью, с практической деятельностью человека, задания «житейского содержания»;  

  • задания профориентационной направленности.

Слайд13: Сейчас на ВПР по математике в 5, 6, 7, 8, на ОГЭ в 9 классе предлагается большое количество практико-ориентированных задач.

Логическая задача 1. Трое ребят – Алексей, Станислав и Григорий – учились в одном классе и, окончив университет, работают инженером-конструктором, программистом и бухгалтером в Туле, Рязани и Ярославле. Алексей работает не в Рязани, Станислав – не в Туле. Рязанец работает не программистом, Станислав – не инженер, туляк работает бухгалтером. Определите, в каком городе и кем работает каждый из них?

  1. Профессия инженер – конструктор.

- производит расчет характеристик разрабатываемого продукта;

- выполняет чертеж.

2) Профессия программист.

- разрабатывает логические алгоритмы программ;

- переводит сложные вычисления на язык компьютерных команд.

3) Профессия бухгалтер.

- вовремя и правильно оплачивает налоги;

- следит за финансовым состоянием предприятия;

- производит расчет заработной платы сотрудников.


Слайд14: В 9 классе, при подготовке к ОГЭ, решаются также задачи, направленные на профориентацию учащихся, например, задачи из блока

«Реальная математика».

  1. План участка или квартиры, в которой надо сделать ремонт.

  2. Печи.

  3. Теплицы.

  4. Шины. (и опять пример из жизни, нам продали 1 колесо другого размера);

  5. Зонт.

  6. Тарифы.

7. Например: Ландшафтный дизайнер - художник, садовник, архитектор в одном лице. 

ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 

• почвоведение, цветоводство, флористику, ботанику, 

• ландшафтное проектирование и строительство, материаловедение, технологии, дендрологию, мелиорацию.

• черчение, рисование, основы архитектуры. 

• традиции и стили, теорию ландшафтного искусства, историю садово-паркового искусства. 

• правила разработки сметы на реализацию проекта.



Обучение методам решения задач, углубление теоретиче­ских вопросов, элементы историзма и рассказы о профессиях, для которых нужна математика, — это все ориентации на математику.



Математику применяют в своей работе предприниматели и бизнесмены, товароведы, продавцы и кассиры, механики, экономисты, налоговые инспекторы, ученые…

Безусловно, математика не может гарантировать ребенку однозначное решение проблемы выбора профессии. Наша задача была – познакомить учащихся с миром профессий, показать полезность изучения математики в той или иной профессии.

«Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они полу­чили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность» (П.Л. Чебышев – математик, механик, изобретатель)

Работа по профориентации очень длительная и кропотливая, и только проводя ее систематически на уроках и во внеурочное время можно достичь каких либо результатов. Только такая деятельность оправдывает себя, и ученик находит профессию, которая ему интересна.


 50 востребованных профессий:

Автомеханик, Администратор баз данных, Графический дизайнер, Косметолог, Лаборант химического анализа, Мастер декоративных работ, Мастер столярно-плотницких работ, Метролог, Мехатроник, Мобильный робототехник, Наладчик-ремонтник промышленного оборудования, Оператор беспилотных летательных аппаратов,  Оператор станков с программным управлением,  Оптик-механик, Парикмахер, Плиточник-облицовщик, Повар-кондитер, Программист, Разработчик Web и мультимедийных приложений, Сантехник, Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам),  Сварщик, Сетевой и системный администратор, Слесарь,  Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям), Специалист по аддитивным технологиям, Специалист по гостеприимству, Специалист по информационным ресурсам, Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей,  


Специалист по информационным системам, Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист), Специалист по обслуживанию телекоммуникаций, Специалист по ремонту и обслуживанию авиатехники, Специалист по тестированию в области информационных технологий,  Специалист по техническому контролю качества продукции, Специалист по технологии машиностроения, Специалист по холодильно-вентиляционной технике, Техник авиационных двигателей, Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами,  Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам, Техник по защите информации, Техник по композитным материалам, Техник по обслуживанию роботизированного производства, Техник-конструктор, Техник-механик в сельском хозяйстве, Техник-полиграфист, Технический писатель, Токарь-универсал,  Фрезеровщик-универсал, Электромонтажник.

 


Профессии «Человек — Техника».

Профессии: летчик–наблюдатель, лаборант механических испытаний, гидроакустик, проходчик, столяр, техник-металлург, инженер, механик, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям, литейщик, автослесарь, часовщик,  крановщик, водитель, тракторист.

Профессии «Человек — Природа».

Профессии: Биолог, сортировщик овощей, приемщик продуктов, семеновод, садовод, селекционер, дрессировщик, мастер-животновод, зоотехник, ветеринар, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа, доярка и др.

А люди каких профессий должны помогать и спасать природу, чтобы животные не исчезали, чтобы окружающая среда была чистой?

Профессии « Человек - Знаковая система».

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист, контролер чертежей, корректор, нормировщик, бухгалтер-ревизор, раскройщик, шифровальщик, переводчик, программист, математик, лингвист, экономист, телефонист, налоговый инспектор, библиотекарь.

Профессии «Человек — Человек».

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива, вахтер, сторож, следователь, хирург, психиатр, массажист, терапевт, юрист, продавец, дипломат.


Профессии «Человек — Художественный образ».

Профессии: артист, художник, архитектор, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник, контролер музыкальных изделий, критик, антиквар,  живописец по фарфору, скульптор, модельер, флорист, писатель, художник, библиотекарь, журналист.

«Оформитель» сделает выставку-инсталляцию по нашим работам.

Учителя своим примером показывают, что в жизни надо многое уметь, быть актером, сценаристом, преподавателем, хореографом и т.д.


Всех с наступающим Новым годом. Скоро мы опять будем получать море поздравлений от наших детей: врачей, строителей, летчиков, учителей, инженеров, профессионалов своего дела, которых мы научили и воспитали, помогли определиться с их профессией.