Программа воспитания: разработка и реализация с учетом особенностей обучающихся с нарушением интеллекта.
В реалиях современного общества все больше внимания уделяется воспитанию учащихся: патриотическому, духовно-нравственному, художественно-эстетическому и т.д. Для учащихся с нарушениями интеллекта различной тяжести процесс воспитания и социализации играет ведущую роль, наравне с учебным процессом, а подчас становится главенствующим звеном в системе образования и развития таких учащихся.
Анализ образовательных потребностей, психофизических и возрастных особенностей учащихся с нарушением интеллекта, а также требования ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями, заставляют классных руководителей и воспитателей актуализировать имеющиеся программы воспитания в пользу создания комплексных программ воспитания (программ воспитывающей деятельности).
Задачами комплексной программы воспитательной работы являются:
реализация частных целей и задач блоков комплексной программы;
создание определенных условий для оптимального взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;
определение стратегии совершенствования программы развития личностных результатов и обеспечение овладения комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
При разработке комплексной программы воспитания направления воспитательной работы целесообразно объединять в три блока: работа с родителями, формирование ценностных установок и профилактика негативных проявлений. Причем второй и третий блоки будут составлять совокупность как формирующих установки, так и профилактических мероприятий.
Первый блок посвящен работе с родителями.
Рассматривается направление по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) через организацию мероприятий по направлениям воспитательной работы с детьми: патриотическому, духовно-нравственному, трудовому, эстетическому, экологическому, воспитанию гражданственности, здоровому образу жизни (ЗОЖ), безопасному образу жизни (БОЖ).
Семья, в данном случае, рассматривается как реабилитационная структура, способная создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребенка, с другой стороны - как партнер в коррекционно - развивающем воздействии.
Цель работы с родителями - организация тесного взаимодействия их с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.
Второй блок духовно-нравственного развития учащихся, включает следующие направления:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно- нравственного поведения;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Цель блока: социально-педагогическая поддержка в приобщении обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Третий блок направлен на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у учащихся.
Цель блока: социально-педагогическая поддержка обучающихся в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
В блоке решаются задачи по формированию представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; познавательного интереса и бережного отношения к природе; об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности.
В каждом направлении содержание занятий следует выстраивать:
по «горизонтали» - в зависимости от уровня личностных результатов учащихся с интеллектуальными нарушениями, предполагает повтор с последующим углублением полученных знаний и применением их на практике;
«по вертикали» - отражает план общешкольных мероприятий, составленный с учетом государственных и религиозных праздников, народных обычаев и традиций, с целью опережающего, обучающего, закрепляющего воспитательного эффекта.
Примерные диагностические, дидактические и лекционные материалы, творческие идеи планируемых форм занятий, объем и качество воспроизведения содержания, приемы и методы занятий выбираются педагогом индивидуально и зависят от образовательных потребностей учащихся с нарушением интеллекта.
Комплексная программа воспитательной работы для учащихся с интеллектуальными нарушениями должна быть направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся и основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов. Она реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) в форме психолого-медико-педагогического консилиума. ПМПк проводит мониторинг сформированности индивидуальных достижений обучающихся и анализ эффективности проводимой в этом направлении работы. Результаты мониторинга отражаются в индивидуальных картах развития обучающегося.
Правильная организация комплексной воспитательной работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями и использование их компенсаторных возможностей способствуют овладению различными уровнями социальных (жизненных) компетенций, необходимых для введения их в культуру, овладения ими социокультурным опытом.