Выступление на педагогическом совете «Психологические приёмы позитивного общения»
Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое следствие психологической депривации. Оно порождает страх, конфликтность, недоверие к другим людям и к самому себе. А это всё так называемые защитные реакции по отношению к взрослым.
Наша задача попытаться сделать так, чтобы ребёнок нам доверял, для этого необходимо быть искренними, честными, выражать свои чувства и эмоции в различных ситуациях.
Сегодня мне хотелось бы вас научить одной из техник, которая как раз поможет устанавливать доверительные отношения. Техника называется «Я – высказывание». Это высказывание, которое начинается не с местоимений «Ты» или «Вы», а с местоимения «Я»
Сейчас я приведу пример, и вам сразу же будет понятно.
Ты никогда меня не слушаешь!- это «Ты – высказывание» Какие чувства вызывает?
А теперь построение «Я – высказывания» Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, даже немного обидно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Какие чувства вызывает данное высказывание?
Я высказывание передаёт другому человеку ваше отношение к определённому событию без оценки и обвинений.
Существует формула «Я – высказывания»
1. Когда …(Проговаривается событие или ситуация)
2. Я чувствую …(Ваша реакция)
3. Мне хотелось бы, чтобы… (Предпочитаемый вами результат)
Пример: «Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь, злюсь. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.
Сейчас будем работать в тройках. Чтобы образовались тройки, проведём игру. Сейчас каждый получит карточку, читает, что там написано, но никому не говорит. На листочках написаны названия животных. Ваша задача без слов изобразить то животное и таким образом найти своего собрата (кошка, медведь, лошадь, корова, свинья, заяц, коза, овца, собака, лиса)
Вот и образовались тройки.
Сейчас каждая тройка получит ситуацию. Ваша задача построить «Я – высказывание».
1. Ты опять опоздал на урок. Завтра же позвоню твоим родителям.
2. Ты постоянно уходишь с последних уроков. Ты бездельник и прогульщик.
3. Ты опять зашёл в грязных ботинках. Тебя совершенно не волнует, что коридор недавно вымыли.
4. Ты всегда грубишь педагогам, когда от тебя требуют соблюдения правил, тебе не стыдно.
5. Ты снова не готов к уроку. Сколько это будет продолжаться.
6. Ты мешаешь вести урок. Сам не учишься и другим не даёшь.
7. В вашей комнате опять бардак. В вашу комнату заходить неприятно.
8. Ты опять грызёшь семечки.
После чего идёт обсуждение работы каждой тройки.
Заключение: Формирование доверия в условиях депривации должно быть одной из основных проблем психического развития детей- сирот.
2