Учитель географии
МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»
Сардарова М.А.
Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированности умения их использования.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
В настоящее время перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.
Чего современные школьники ждут от учителя? Знаний для жизни. Очевидно, что сейчас необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Учитель должен научить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого в учебном процессе нужно предлагать учащимся задания на практическое использование школьных знаний.
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Объяснительно-иллюстративный метод не годится. Самостоятельная деятельность учащихся здесь очень ограничена, целью является усвоение знаний. Проблемные ситуации, уровневые дифференциации, дифференцированный подход, коллективные способы обучения и т.д. – все это хорошо, но это средства, лишь отчасти решающие перечисленные проблемы, «косметически» улучшающие все ту же традиционную систему обучения, основой которой является объяснительно-иллюстративный метод.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фрагментально уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а, следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.
Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки групповая работа характерна для большинства учебных проектов и дает очень важный учебно-воспитательный эффект.
Имея в виду групповую работу детей над проектом, нельзя забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорит, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно-ориентированный;
- деятельный
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности ив мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- здоровьесберегающий.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.
Основные требования к проекту
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Классификация проектов
Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Темы проектов самые разнообразные – от создания учебного пособия для кабинета географии до пакета рекомендаций по улучшению социальных вопросов в городе.
Исследовательский проект напоминает подлинно научное исследование. При работе над темой проекта используются методы современной науки: лабораторный эксперимент (например, проверка качества питьевой воды в различных районах города), моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, «Экологическая ситуация на малых реках области» или «Демографическая ситуация в городе и влияние миграции на формирование рынка труда» и т.д.
Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Чаще подобные проекты используются во внеклассной и внеурочной деятельности. Это могут быть «Маршруты путешествий по родному краю», театрализованные представления географической тематики, разработки географических конкурсов, викторин и т.д.
Ролевой проект. Участвуя в таком проекте, участники берут на себя роли персонажей, выдуманных героев. Примерные темы подобных проектов: «Судебное заседание «Природа планеты в опасности», «Ролевая игра «Заседание городской Думы» и т.д.
В рамках проектной работы школьники приобретают способности и умения, которые потребуются им в будущей профессии. Кроме того, проектная работа формирует такие качества, как способность к решению проблем, способность к работе в команде.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Поисковые умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи
2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
3. Коммуникативные умения:
- умение взаимодействовать со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс.
4. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Примерные темы проектов: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир»; «Дневник несостоявшегося путешествия»; «Портрет города»; «Экологический мониторинг питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне»; «Обычаи и традиции народов нашего края»; «Пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк».