Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Создание условий для формирования мотивации к учебной деятельности первоклассников»
учителя начальных классов
Шайхуловой Е. М.
2023 – 2024 учебный год
Задачи: формировать положительное отношение к учению, школе; создать благоприятные условия каждому ребёнку; развивать познавательный интерес к процессу и содержанию учебной деятельности; попытаться исправить неадекватные эмоций и учить контролировать свои поступки при общении со сверстниками.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Это один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Современные позиции, заложенные в ФГОС, актуализируют создание условий для личностного развития учащихся. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных БУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.
Мотивационная сфера учения – это то, что определяет, побуждает активность учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Фактором – стимулятором учебной деятельности является учебная мотивация.
Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных.
Следовательно, задача учителя – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности.
Научить детей учиться – главная задача начальной школы. Главный результат – желание детей учиться.
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается во внешних впечатлениях и активности. Этому способствовали внеурочные занятия «Учение с увлечением», познавательные игры на переменах, совместные уроки с родителями.
Сформировав побуждение к учению, то есть вызвав первичный интерес, познавательные мотивы первого учебного уровня (желание ходить в школу, удовлетворить любознательность) уступают место мотивам более высокого самообразовательного уровня. В результате учение становится потребностью.
Следовательно, чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, старалась обеспечить эмоциональный комфорт каждого ученика – значит слабого поощрить даже за малую работу, сильному дать задание по его способностям.
Поэтому постоянно работаю над задачей – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности.
В речи использую предложения, содействующие выработке положительной мотивации: «Ты обязательно справишься», «Не бойся ошибиться!», «Ничего, сейчас непременно решим вместе», «Если не получится, я обязательно помогу». Положительные эмоции вызывают деятельное состояние коры головного мозга. Этим создаю: 1) стремление преодолевать трудности, 2) стремление проявлять интеллектуальную активность, 3) развиваю познавательный интерес (это мотивы учения).
Нельзя добиться прочных знаний, если не воспитать у учащихся познавательный интерес. Здесь опираюсь на важную психолого-педагогическую закономерность: в учебной деятельности у разных учащихся могут формироваться различные качества личности в зависимости от того, какими мотивами побуждается эта деятельность. Поэтому так строю учебный процесс, чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, обеспечиваю эмоциональный комфорт каждого ученика - значит слабого поощряю даже за малую работу, сильному даю задание по его способностям.
Всегда помню, что успех рождает интерес, а интерес ведёт к успеху, поэтому важно, чтобы интерес, с которым дети пришли в школу, не пропал с годами, а наоборот, развивался. «Говори ему почаще, что он хороший, и он станет таким» - советовал А. М. Горький.