Выступление на педагогическом совете по теме «Педагогические и психологические критерии успешности учителя». 27.12.2016г.
Педагогические критерии успешности учителя
О работе педагога, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий – это уровень обученности наших воспитанников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам различных конкурсов. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения педагогов, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.
Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это:
• учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
• учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);
• учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)
Третий критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы педагога становится его самообразование, целью которого является овладение педагогами теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Четвертый критерий – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
Пятый критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Педагоги, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:
• размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал);
• размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) – рефлексия.
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Шестой критерий – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
Психологические критерии успешности учителя
«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».
Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».
Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.
1. Первый критерий – интерес, мотивация.
Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.
«Что интересует моих воспитанников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
2. Второй критерий – сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться.
Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.
«Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же: чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его; нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.
3. Третий критерий – взаимоотношения в системе «учитель – ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.
Ситуация сотрудничества воспитанника с педагогом и другими воспитанниками обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений, по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению.
4. Четвертый критерий – учет индивидуальных особенностей ученика.
Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении занятий и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств педагога. К числу наиболее важных качеств педагога относят внимательность и наблюдательность. Педагог не должен спрашивать воспитанников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
• как на занятии создана установка быть внимательным;
• как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания воспитанников (яркость, новизна, структурирование и пр.);
• как организована смена видов деятельности на занятии:
• как учитываются возрастные особенности внимания воспитанников;
• как организована активность воспитанников на уроке;
• как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Известно, также, что между воспитанниками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения.