Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Донская школа №1»
Взаимодействие в работе учителя-логопеда
со специалистами образовательного учреждения
при обучении детей с ОВЗ
Учитель-логопед
Антонова Татьяна Александровна
Донской, 2021 г.
Слайд1 Слайд 2
Цель логопедической работы:
Коррекция и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся для успешного освоения образовательной программы
Слайд 3 Основными задачами являются:
- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у учащихся младшего школьного возраста на основе рекомендации ПМПК;
- предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
- воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;
- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами школьника.
Для решения основных задач разработана рабочая программа по предмету «Логопедия».
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
Нарушения речи у детей с ОВЗ являются очень распространенными и носят стойкий системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников младших классов являются дефекты звукопроизношения, грамматического строя речи, нарушения устной связной речи и письменной речи.
Слайд 4 Работа осуществляется по следующим направлениям:
I. Диагностическая работа.
II. Коррекционно- развивающая работа
III. Консультировано – просветительская работа.
IV. Экспертная работа.
V. Организационно – методическая работа.
Слайд 5 Диагностическая работа проводится в три этапа.
Это первичная диагностика, которая проводится в начале учебного года. Обследуется состояние речи, как вновь поступивших учащихся, так и у детей, которые занимались с логопедом в предыдущем учебном году.
Далее следует промежуточная диагностика, в середине учебного года.
И итоговая диагностика, проводится в конце учебного года. По итогам первичной диагностики производится зачисление учащихся на логопедические занятия.
Слайд 6 Консультативно – просветительская работа.
Важным звеном в логопедической работе является взаимосвязь логопеда с учителями, родителями и специалистами образовательного учреждения.
Слайд 7 Это взаимодействие организуется в следующей форме:
- консультации, на которых освещаются результаты диагностики, способы и методы индивидуальной работы с обучающимся, динамика работы;
- индивидуальные беседы в рабочем порядке;
- выступления на педагогических советах и методических объединениях;
- взаимное посещение уроков и занятий.
- психолого-педагогические консилиумы
Слайд 8 Участие в консилиумах и подготовка логопедических заключения для него является экспертной работой логопеда.
Слайд 9 Коррекционно- развивающая логопедическая работа в течение учебного года строится с учетом возрастных особенностей, программного материала по письму и развитию речи, структуры дефекта. Коррекционная работа проводится на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях
У всех специалистов, которые осуществляют сопровождение ребенка в работе одна задача, но свои методы для ее решения. Уже при проведении диагностики определяется уровень речевого и психического развития ребенка, его компенсаторные возможности, составляется психологическая характеристика. На совместном совещании психолог, дефектолог и логопед составляют общий индивидуальный маршрут развития ребенка.
Все специалисты занимаются развитием речи, познавательных и высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. При этом на своих занятиях мы используем и логоритмику Слайд 10 и музыкотерапию, и сказкотерапию. Слайд11 Учитель, психолог и дефектолог, в свою очередь, воспринимают речь как средство развития интеллекта и так же занимаются ее развитием на своих занятиях и уроках.
Подводя итог, хочется отметить, что только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно качественное, эффективное речевое развитие детей и успешное овладение ими образовательной программы. Слайд 12 Спасибо за внимание!