Выступление на педагогическом совете 30.03.2021г.
«Применение IT-технологий в профессиональной деятельности педагога: создание персонального образовательного сайта»
СЛ. 1
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий.
Современный мир невозможно представить без интернета. Его активными пользователями является огромное количество людей. И каждый находит в нём что-то нужное для себя. Неоценимую роль интернет оказывает и в работе педагога. Связано это в первую очередь с поиском сайтов, в которых предлагается дидактический материал для подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий, выступлений на педагогических советах, различных семинарах.
СЛ. 2
Создание сайта открывает новую среду и новые возможности. Сайт оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала и как личности. При этом у каждого есть возможность не только представить опыт своей работы, рассказать о достижениях, успехах, но и взглянуть на себя, свою деятельность со стороны. Работая над созданием сайта, выступаешь не только в роли администратора, пользователя, но и в роли независимого эксперта, желая наполнить сайт интересным содержанием, поднять его на должный уровень. Это не только возможность рассказать о себе, но в большей степени – возможность понять, куда двигаться дальше.
Систематизация дидактических материалов, методических разработок уроков, образовательных программ, электронных учебников, видео ресурсов, иллюстраций, сценариев просто необходима педагогу в современном информационном обществе. Грамотная систематизация накопленных ресурсов, помогает сократить время на их поиски в бумажных папках, на полках шкафов в личном архиве. В любой момент деятельности, в беседе коллегой, учеником или родителем, используя мобильный телефон, персональный компьютер с выходом в интернет, педагог может воспользоваться необходимыми ему материалами, вывести их на мультимедийное оборудование или распечатать на принтере.
Для того чтобы создать персональный сайт, необходимо самому себе ответить на вопросы:
- Для чего мне нужен сайт?
- Какие виды сайтов существуют на сегодняшний день?
- Какой конструктор будет удобен мне для создания персонального сайта?
- Какая информация должна быть размещена на сайте?
- Каким должно быть содержание моего сайта?
СЛ. 3
Одной из целей создания сайта может стать: создание информационной образовательной площадки для педагогов, учащихся и их родителей, демонстрация и представление собственного опыта.
СЛ. 4
Задачи, которые ставятся для создания сайта:
1. Систематизировать накопленные в процессе педагогической деятельности электронные образовательные ресурсы.
2. Обобщить педагогический опыт с использованием системы интернет.
3. Открыть дополнительные возможности общения в режимах online, offline с коллегами, учащимися и их родителями.
4. Рассказать о личности педагога, его достижениях и успехах.
5. Использовать электронные образовательные ресурсы сайта в деятельности учреждения образования.
СЛ. 5
Определив цели и задачи, необходимо решить, в каком конструкторе будет создан ваш сайт. В сети Интернет существует множество конструкторов сайтов.
Выбрав конструктор или проект, который вас устраивает, можно приступать к созданию персонального сайта. При этом важно соблюдать основные требования к его созданию и развитию:
- сайт должен быть удобным в работе: грамотная навигация значительно облегчает работу с сайтом и привлекает к нему посетителей. Фон, размер и цвет шрифта, заголовки, общее расположение материалов – всё должно быть выдержано в одном стиле.
- главная страница сайта обязательно должна быть оформлена – именно на этой странице расположена основная информация, чтобы посетитель заинтересовался и отправился дальше.
- сайт должен систематически обновляться.
Для чего нужен персональный сайт педагогу?
Можно подойти к этому вопросу с нескольких сторон. Учитель с помощью своего персонального сайта может рассказать о себе, пройденных курсах повышения квалификации, полученных дипломах, грамотах и других наградах, показать результаты своей педагогической деятельности.
Для учащихся.
Размещая на сайте интересные, познавательные материалы по какому-либо предмету можно вызывать у учащихся дополнительный интерес к нему.
Для родителей.
Через свой сайт педагогу будет проще наладить процесс общения с родителями учащихся. Например, можно создать специальный раздел для родителей, куда периодически добавлять новости или объявления.
Родители могли бы вам давать обратную связь в комментариях или лично, на ваш e-mail, Вайбер, Телеграм и другие приложения.
Копилка своих наработок.
На созданном персональном сайте педагог может делать свою подборку образовательных материалов в самых различных видах. Будь то обычные файлы WORD, EXCEL, PowerPoint с конспектами уроков, сценариями мероприятий для скачивания.
Выражение собственного мнения.
На своем персональном сайте педагог может публиковать свои статьи, выражающие его взгляды на те или иные вопросы, на воспитательный и образовательный процесс. Может делать заметки в блог.
Общение с коллегами.
Вы можете приглашать воспользоваться материалами своих коллег. Быть может, вам подскажут интересную идею, покажут, что можно улучшить. Таким образом, через свои сайты педагоги могут развиваться профессионально в кругу единомышленников.
СЛ. 6
Существует несколько типов образовательных сайтов для педагогов. Рассмотрим наиболее популярные из них:
1. Сайт-визитка наиболее удачно представляет имидж педагога и сообщает общие сведения о нем: образование, стаж работы, основные направления деятельности, грамоты и благодарности, публикации. Такой сайт хорошее подспорье при составлении резюме.
2. Сайт-портфолио может включать следующие разделы: 1) общие сведения об учителе: образование, трудовой стаж, курсы повышения квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма и другое; 2) результаты педагогической деятельности, представление научно-методической работы, презентацию педагогического опыта, разработки уроков, материалы по внеурочной деятельности по предмету и другое.
3. Сайт класса – это сайт для презентации жизни класса и его отдельных представителей, который может вести как классный руководитель, так и учащиеся класса. В первом случае сайт будет поделен на два крупных раздела: жизнь и успехи классного коллектива, и предметная область педагога, во втором – будет посвящен только жизни класса.
Размещаемые материалы должны иметь образовательный характер, не противоречить этическим нормам и не идти в разрез с законодательством Республики Беларусь.
В своей практике я использую проект «МультиУрок» – образовательную площадку, на которой каждый педагог может бесплатно получить собственный сайт, делиться опытом, общаться и удобно следить за интересными публикациями своих коллег.
СЛ. 7
Структура моего сайта включает в себя следующие разделы:
Раздел 1. «Обо мне». На главной странице отражены слова приветствия, место работы, сведения об образовании, ссылки на страницы в социальных сетях, рейтинг педагога.
Раздел 2. «Блог». В этом разделе размещаются интересные статьи по категориям: «Это интересно», «Мысли вслух», «О кино», «Подделки с детьми». Категории создаются пользователем.
Раздел 3. «Файлы». Данный раздел содержит методические разработки сценариев мероприятий, игр, конкурсов, презентации, проекты и многое другое. При размещении файла появляется возможность скачать свидетельство о публикации. Под размещенным материалом вы можете увидеть рейтинг файла: сколько коллег посмотрело данную публикацию и сколько скачало материал. Это позволяет автору отслеживать рейтинг актуальных и полезных работ, проявлять активность, просматривать и оценивать работы других педагогов, размещать наиболее востребованные методические разработки.
СЛ. 8
Раздел 4. «Тесты». В него можно добавлять тесты по различным темам и предметам.
Раздел 5. «Галерея». В этом разделе размещаются фотографии, отражающие педагогическую деятельность, ключевые моменты работы учреждения образования.
Раздел 6. «Активность». Здесь четыре категории «Новые материалы», «Комментарии», «Подписки» и «Понравившиеся материалы».
Раздел 7. «Награды». На портале «Мультиурок» предусмотрена система поощрения активных пользователей – им выдаются сертификаты о создании сайта, визитки, благодарности и грамоты за активность. За публикацию более 100 методических разработок вы получаете от администрации проекта «Мультиурок» Почетную грамоту за образцовый персональный сайт.
СЛ. 9
Недавно мной был проведен мастер-класс «Создание и ведение персонального образовательного сайта как составляющая информационной культуры педагога». Я надеюсь, что мастер-класс был полезен коллегам, и они создадут свои личные методические страницы.
СЛ. 10
Персональный образовательный сайт оказывает огромную роль на самосовершенствование педагога как личности. В настоящее время очень популярна концепция компетентностного подхода в образовании. Это обусловлено глобальной информатизацией общества и тем, что большое значение приобретает явление массовой коммуникации.
Сегодня, без сомнения, можно отметить, что работа с персональным образовательным сайтом дает возможность развития информационно-коммуникационных компетенций каждого учителя. Сайты становятся прообразом электронного Портфолио, визитной карточкой педагога и его педагогической деятельности.
Март, 2021
3