МБОУ «Каменская основная школа»
Доклад на тему:
Духовно-нравственное воспитание-приоритетное направление современного процесса образования.
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Найбич Я.В.
2022г.
Духовно-нравственное воспитание - приоритетное направление современного процесса образования
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Народная мудрость.
Воспитание духовности и нравственности сегодня, несомненно, является приоритетным в современной школе. И это закономерно, потому что духовно - нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Послереволюционная Россия во главу угла ставила задачу воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно- воспитательный процесс в школе соответствовал этому направлению. Именно в это время ушли из нашего лексикона такие слова, как «духовное и духовность». Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли такие понятия, как милосердие - милость в сердце; добро - источник радости; мир и согласие в душе; покаяние - отречение от зла; благодать. Люди все стали больше нетерпимы друг к другу. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Современные дети не видят границ между добром и злом, честью и бесчестием, любовью и ненавистью. Телевидение, газетная информация и всем известный Интернет затмили все то, что оказывает на развитие детей положительное влияние. Средства массовой информации демонстрируют нам безрадостную картину общего падения нравов во всех областях жизни — личной, семейной и профессиональной, деградации населения, злоупотребления алкоголем, табаком и наркотиками, межнациональной розни, цинизма и безразличия к окружающим, агрессии и хамства — этих социальных проблем, которые постепенно разрушают мир и равновесие в России. Дети не хотят читать полезную литературу, они играют в различного рода игры и не замечают того, что их душа начинает черстветь.
А ведь только «…добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста». Так сказано в доброй книге - Евангелие от Луки.
Если мы обратимся к истории Руси, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром национальной культуры были православные традиции. Основные задатки духовности и нравственности закладывались в семье. Православные традиции и обычаи неукоснительно соблюдались всеми членами семьи. Сегодняшние родители на первый план выносят материальные проблемы: накормить, обуть, обеспечить всем необходимым свое чадо, а воспитание отодвигается на задний план.
Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели. Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.
Школа, оставаясь светской, пытается через культуру своего народа, восстановить драгоценную связующую нить в деле духовно- нравственного воспитания школьников. На сегодняшний день воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Решение проблемы духовно- нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. Это комплексная проблема и решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума.
Заложенное в детстве прочно и устойчиво. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Организуя учение, труд, игру детей, педагог получает возможность влиять на их нравственное развитие.
В настоящее время перед нашим педагогическим коллективом стоит задача формирования духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределения. Воспитывающая деятельность в школе строится по трем направлениям, определяемым степенью близости решаемых задач:
Близкосрочная перспектива: духовно- нравственное образование, включающее беседы, чтение литературы, просмотр художественных и научно-популярных фильмов, паломнические экскурсии;
Среднесрочная перспектива: формирование традиционных дел: праздников, предметных недель, конкурсов, встреч с интересными людьми, проведение благотворительных акций;
Дальнесрочная перспектива: осмысление целей и смысла своей жизни, усвоение духовно- нравственных ценностей.
Воспитывающая деятельность в школе в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется по следующим направлениям:
1.Духовно- нравственное образование через реализацию программы учебного курса « Православная культура»
2.Через реализацию предметных циклов и внеклассную работу.
Предметные циклы включают:
Уроки русского языка и литературного чтения (цель: формирование ученика как субъекта духовной культуры)
Уроки музыки, ИЗО (цель: воспитание чувств прекрасного)
Уроки физической культуры (цель: формирование здорового образа жизни)
Уроки технологии (цель: воспитание хозяйки и хранительницы домашнего очага, хозяина дома)
Одним из направлений работы школы, позволяющим решать задачи по духовно- нравственному воспитанию, является организация исследователь-ской работы.
Важным направлением в духовно-нравственном воспитании школьников является патриотическое воспитание. Большая работа была проведена по подготовке к празднованию Великой Победы. Дети приняли участие в акциях, проведен конкурс чтецов стихов о войне, приняли участие в музыкально- литературной композиции «Этих дней не смолкнет слава», военно-спортивном празднике, посвященном Великой Победе. Традиционными стали митинги 28 января - День освобождения Смоленщины. Тематические классные часы, «День Матери», Новогодние утренники, предметные недели, конкурсы знатоков и др.
Немаловажную роль в воспитании духовно - нравственных качеств обучающихся играют традиционные русские праздники. Как правило, русские православные праздники, русские игры, проведение праздников по народному календарю проводятся совместно с Домом Культуры и сельской модельной библиотекой. Эти праздники постепенно становятся традиционными - «Престольный праздник Троица», «Рождественские посиделки», «Масленица. Проводы Русской зимы», «Пасха – Праздник праздников, Торжество торжеств», «День семьи». В результате дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа.
Важно еще и то, что духовно-нравственное воспитание школьников не прекращается и во время летних каникул.
Задача духовно - нравственного воспитания современных школьников состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Задача очень сложная. Главное — не останавливаться на достигнутом. И пусть результаты своего труда мы заметим не сразу, но, посеяв доброе зерно сейчас, будем надеяться на добрый урожай в будущем. В заключении хочу привести лирическое стихотворение выпускницы нашей школы Денисовой Лены:
Ты не уйдешь из памяти моей.
И где бы только я ни находилась,
Я буду помнить блеск родных огней,
И как вода в реке твоей искрилась.
Я буду возвращаться вновь и вновь
В Шараповку, к родным ее просторам.
И буду выражать свою любовь,
К тому, что мило и любимо взору.
Очень красивые и душевные строки. И если, проникнувшись любовью к Родине, людям, отчему краю, могут так сказать наши ученики, я думаю, что наша воспитательная работа идет в нужном направлении.