СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете " Эффективные методы и средства преодоления неуспеваемости учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете " Эффективные методы и средства преодоления неуспеваемости учащихся"»

МБОУ «Каменская основная школа»









Эффективные методы и средства преодоления неуспеваемости учащихся





Сообщение











Учитель Полякова А.В.











2019г.









Эффективные методы и средства преодоления неуспеваемости учащихся

Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый- перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями, но в нашей школе данный подход не практикуется. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое, как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие: 
1. Предупреждения неуспеваемости. Как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всей группой. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. 
Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. 
Меры предупреждения неуспеваемости ученика 

  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 

  2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. 

  3. Индивидуальный подход к учащемуся. 

  4. Специальная система домашних заданий. 

  5. Усиление работы с родителями. 

  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности  ученика за учение.

2. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности

Профилактика неуспеваемости


Этапы урока 


Акценты в обучении 


В процессе контроля за подготовленно­стью учащихся 


Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. 


При изложении нового материала 


Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. 


В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке 


Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 


При организации самостоятельной работы вне класса 


Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. 

3. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

4. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно. 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке


Этапы урока 


Виды помощи в учении 


В процессе контроля за подготовленностью учащихся 

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. 
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 


При изложении нового материала 

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. 


При организации самостоятельной работы 

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 


В ходе самостоятельной работы на уроке 

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. 

5. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

    Большую роль в преодолении неуспеваемости играют родители – они должны не отмахиваться от проблем своего ребенка, а поддерживать тесный контакт с педагогами, мотивировать в ребенке стремление преодолевать свои учебные проблемы.  




Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся:

1.Родительское собрание: подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом.

2.Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.

3.Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения детей у учителей-предметников

4.Информационно-просветительская и развивающая работа:

- проблемные тематические выступления ;

- психолого-педагогический всеобуч родителей;

- разработка памяток по предупреждению неуспеваемости.

5. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя .

6.Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика.

7.Приглашение родителей на уроки с целью: определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.
8.Заседания Совета профилактики 

Неуспевающие, которые «хотят, но не могут»
Неуспевающие, которые «могут, но не хотят»
Неуспевающие – «прогульщики
» 
С учетом этого план работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися может быть следующим:


Неуспевающие, которые « хотят, но не могут». 

Направления работы 


по отношению к ученику, учителю 


по отношению к родителям 


взаимодействие с администрацией школы 


  • индивидуальные задания. 


  • дополнительные задания. 


  • дифференцированный подход (беседа по отдельным темам, опрос после урока, дифференцированное домашнее задание) 


  • работа классного руководителя с учителями-предметниками в содружестве 



  • информирование родителей. 


  • беседа с родителями о проблемах ребёнка. 


  • контроль со стороны родителейоказание помощи в изучении материала. 




  • работа с психологом школы. 



Неуспевающие, которые « могут, но не хотят». 


Направления работы 


по отношению к ученику, учителю 


по отношению к родителям 


взаимодействие с администрацией школы 

Заинтересованность со стороны учителей: 


  • мотивация на уроке; 


  • дифференцированный подход (карточки, особые задания); 


  • индивидуальные беседы и консультации 


  • поощрения за любую работу, за успех; 


На уроке таких учащихся чаще опрашивать. 


  • своевременное информирование родителей. 


  • приглашение родителей на ликвидацию задолженностей их детьми. 


  • систематический контроль родителями учебной деятельности детей. 



  • проведение совещаний при зам.директора по УВР вместе классным руководителем, с учащимся и родителями. 


  • индивидуальные беседы. 



Неуспевающие – «прогульщики». 


Направления работы 


по отношению к ученику, учителю 


по отношению к родителям 


взаимодействие с администрацией школы 


  • вызов ученика с родителями к классному руководителю и учителям- предметникам; 


  • вызов на совет профилактики при заместителе директора по ПВ, малый педсовет, городской совет профилактики 


  • индивидуальная беседа с учеником с записью в дневник (желательно в день прогула). 



  • классному рукводителю: чёткое отслеживание причины отсутствия (классный руководитель + учитель-предметник), информирование родителей о грядущей ответственности (также классного руководителя и учителей-предметников) после 3 прогулов. 


родителям: еженедельный контроль (суббота). 


  • проведение советов профилактики с контролем за выполнением решениям. 


  • проведение совещаний при зам.директора по ПВ ( по докладным) вместе классным руководителем, с учащимся и родителями.регистрация отсутствующих учащихся из «групп риска»; 


  • информирование зам. директора по ПВ о пропусках б/у (докладные). 



Конечно, хочется надеяться на то, что эти дети адаптируются в социуме, ведь и известные личности не всегда были успешными.



Рекомендации и необходимые условия по работе с неуспевающими детьми. 


  • He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. 


  • Желательно, чтобы ответ был в письменной форме. 


  • Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе. 


  • Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами болезненно относятся к ним. 


  • Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно. 


  • Оценивай действия, а не личность. 


  • Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности. 


  • Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, авансируйте успех. 


  • Формируйте положительную мотивацию к учению. 


  • Используйте опоры, схемы, памятки. 


  • Учитывайте состояние здоровья детей. 

Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы.
Помните: максимум поощрения, минимум наказания! 

Закончу выступление словами известно чешского педагога, философа-гуманиста, писателя Яна Коменского «Все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!