Выступление на педсовете
«Качество образования – залог успеха школы»
08.11.2018.г.
Учитель – Байкова Г.Н.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни обучающегося.
«Банк слагаемых» качественного образования:
- деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний;
- рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся;
- использование информационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся;
- роль мотивации в повышении качества знаний учащихся;
- личностно - ориентированный подход;
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- роль мониторинга обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося, коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний учащихся.
Повышение качества образования учащихся зависит и от качества преподавания. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности учащегося. Задача учителя – создать развивающую среду в классе.
Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
В-третьих, строгий контроль знаний.
Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои
методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости учащихся.
Учителя – словесники нашего ШМО стараются постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
Воскобойник Е.Б. большой акцент в своей деятельности делает на работу над ошибками обучающихся. Такая работа является важнейшим звеном в повышении качества образования. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспеваемостью. Работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах. Учитель исправляет ошибки, обучающиеся подбирают проверочные слова, обозначают графически условия выбора орфограммы, находят аналогичные слова. Устно (или письменно) составляют словосочетание или предложение со словом, в котором была допущена ошибка. Елена Борисовна проводит работу над ошибками не только после каждого диктанта, сочинения и изложения, но и приучила обучающихся делать работу над ошибками в рабочих тетрадях. Выполняя домашнее задание, дети сначала делают работу над ошибками и только потом упражнение.
В своей работе Елена Борисовна использует следующие приемы самостоятельной работы над ошибками:
1) самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем;
2) самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
3) подбор проверочных слов к данным словам;
4) выбор слов из "Словаря” для сопоставления и проверки написания их;
5) взаимопроверка работ учащимися;
6) подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
7) письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;
8) выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определенными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.
Работа над пунктуационными ошибками учителем ведется следующим образом:
1. Выписывается предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
2. Делается разбор предложения по членам.
3. Анализ предложения, его схема.
4.Записывается, почему там должен быть этот знак препинания.
За каждую работу над ошибками Воскобойник Е.Б. ставит оценку. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно и повышает качество образования.
Антипова В.Н. на своих уроках для повышения качества образования использует проектную технологию обучения. Особенно на уроках литературы. Проектная деятельность позволяет создать условия для активизации личностного потенциала учащихся. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Это всегда творческая деятельность.
Используя проектную технологию, Антипова В.Н. учит
- правилам организации совместной деятельности;
- ставить и решать проблемы;
- четко формулировать цели и задачи для достижения желаемого результата деятельности;
- вырабатывать гипотезы;
- проводить наблюдения;
- находить, отбирать, анализировать и работать с различной информацией;
- проводить самоанализ деятельности учащегося;
- проводить исследования;
- готовить презентацию деятельности обучающегося.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки традиционных школьных предметов. Учитель оценивает:
а) эстетику и правильность оформления;
б) обоснование выбора темы проекта и формулировку цели и задач;
в) грамотность письменного изложения;
г) новизну идеи, оригинальность работы;
д) глубину исследования проблемы;
е) объем работы;
ж) качество выполнения;
з) умение правильно ответить на дополнительные вопросы по проекту.
Использование проектной технологии позволяет учителю повысить качество образования по предмету.
Вострякова С.А. для повышения качества образования на своих уроках использует парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
В устной работе учитель использует такие виды заданий:
1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу.
3. С домашним заданием учитель также использует устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
С пятого класса Светлана Алексеевна начинает учить ребят работать в группах, тем более, что это одно из требований нового ФГОС. Учащимся нравятся соревнования, основанные на групповой деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода.
После объяснения нового материала учитель предлагает группам изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение.
Также для повышения качества образования Вострякова С.А. на своих уроках использует тестовую технологию, помогающую при контроле знаний учащихся. Учитель применяет следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице и др.
Эта технология позволяет не только проверить знания учащихся, но и подготовить к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Часть задний по самоподготовке к ОГЭ Вострякова С.А. дает через интернет. Для этого использует различные сайты.
Опыт использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке к ОГЭ показывает, что обучающиеся охотно работают с такими образовательным сайтом, как http://www.fipi.ru/. Эффективна работа учащихся при самостоятельном выполнении различных тестов в режиме on-lain. Этот сайт учитель рекомендует не только учащимся 9 класса, но и учащимся 5-8 классов и их родителям. Применение на уроках презентаций Microsoft Power Poin способствует эффективному освоению учебного материала.
Также Светлана Алексеевна использует интерактивные дидактические материалы на уроках русского языка
Юкова М.Е. для более качественного усвоение знаний, развития интеллекта и творческих способностей обучающихся использует на своих уроках технологию проблемного обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода. Ученик становится активным участником собственного обучения.
Наиболее сложным этапом проблемного урока является создание проблемной ситуации. При проблемном обучении Юкова М.Е. использует индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов.
Проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности ученика, становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала.
Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы, что особенно актуально сегодня.
Марина Евгеньевна, используя проблемную ситуацию на уроке, учит ребят работать в группе, презентовать точку зрения команды и развивает коммуникативные компетенции.
Чтобы повысить качество образования и сохранить интерес к предмету, сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы учитель использует такие информационные технологии, как создание презентации, фрагменты музыкальных произведений, фрагменты экранизации литературных произведений.
Не каждому учащемуся удается легко овладевать навыками грамотного письма. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо орфографическим навыком требуется выполнить больше упражнений, другим – меньше. В коррекционных классах нужен особый подход к организации уроков.
В начале каждого урока я провожу словарные диктанты. У многих детей память очень слабая. Написание словарных слов надо запоминать. Их нельзя проверить, применив правило. Нельзя проверить, но некоторые можно объяснить. Здесь на помощь приходит очень интересный раздел языкознания, как этимология. Наука о происхождении слов. Орфограммы проверяются историческими или заимствованными корнями. Например, чтобы проверить орфограмму А в корне слова пАлисадник, рассказываю о том, что слово имеет исторический корень от слова пАлица (дубинка с утолщенным концом с шипами). Такая работа вносит некоторое оживление, т.к. дети соприкасаются с историей языка.
Также я практикую заучивание словарных слов по одной теме. Например, словарные слава по теме «Театр»: драМа, пЬеСа, рЕжиССер, мОнОлог, дИАлог, аВтор, спЕктаКЛЬ, гЕрой.
Словарные слова на военную тематику: сОлдат, вЕтЕран, мЕдаль, гЕнЕрал,л лЕйтЕнант, ОбЕлиск, памЯтник, китЕль, Великая ОтечествеННая война, кОмандир, бАтАрея.
Работа в коррекционных классах требует:
- создания атмосферы особой доброжелательности при опросе;
- снижения темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответ;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть ответа;
- стимулировать оценкой, подбадривать похвалой.
При изложении нового материала более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
При организации самостоятельной работы:
- Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механического увеличения их числа.
- Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
- Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
- Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
- Напоминание приема и способа выполнения задания.
В ходе самостоятельной работы на уроке:
-Разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
-Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
-Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для выполнения упражнений.
-Стимулирование самостоятельных действий
-Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
В процессе обучения грамотному письму я использую один из самых эффективных приемов - это алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.
«Игра – это Искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил В.А. Сухомлинский.
Применение игровых технологий на уроках русского языка в коррекционных классах способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.
«Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничего», - утверждал Ж. Ж. Руссо. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Например, применяя физкультурные минутки, одну из форм двигательной активности, небольшой по интенсивности и времени (1 – 3 мин), учитель предупреждает утомление, восстанавливает умственную работоспособность, проводит профилактику осанки. Физминутки, проводимые мной во время урока, способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.
Казакова Н.Н. на уроках изобразительного искусства использует интерактивные формы и методы обучения, т.к. они позволяют подать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
На уроках МХК учитель для достижения качества обучения, повышения эффективности учебных занятий индивидуального развития каждого ребенка использует предметные диски, готовые электронные приложения к урокам. Привлекает обучающихся к использованию ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд-проектов..
Электронные учебные пособия активизируют учебно-познавательную деятельность и позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно, без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.
На уроках МХК для большей эффективности учитель использует предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора.
При объяснении нового материала комментирует появляющуюся на экране информацию, по необходимости сопровождает дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала предлагает учащимся поработать с текстами учебников, хрестоматий и других литературных источников, выполнять практикумы, тесты.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности Нелли Наилиевна предлагает творческие задания, выполняя которые обучающиеся обращаются к программному приложению MS Power Point. В старших классах на уроках-семинарах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями, видеороликами. Работа учащихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляются личностные качества учащихся, происходит поиск и развитие их творческих способностей.
При подготовке электронных приложений к урокам, у ребят прививается интерес к предмету и углубляются знания по МХК.
Казакова Н.Н. использует такие формы организации учебного процесса как урок-лекцию, практические занятия, урок-игру, урок-дискуссию.
В качестве зачетной работы учитель предлагает ребятам выполнить индивидуальные или групповые творческие проекты. Результатом работы становятся компьютерные презентации или видеоролики по выбранным темам проекта.
Повышению качества образования также способствует внеурочная работа: привлечение обучающихся к участию в различных конкурсах, в предметных олимпиадах. Даже, если ребенок и не круглый отличник, он все равно имеет право попробовать свои силы на таких серьезных соревнованиях, ведь главное не победа, а участие. Наверняка, после подобного опыта ученик сам захочет повысить уровень своих знаний, чтобы показать окружающим, насколько сильна его воля к победе.
Неоднократно победителями и призерами в различных конкурсах рисунков становились ученики Казаковой Н.Н.
14 обучающихся приняли участие в Школьном этапе Всероссийского конкурса сочинений – 2018. Победителями школьного этапа стали работы Власенковой Валерия 6А кл. (учитель – Юкова М.Е.) и Салаевой Алина 10Б кл. (учитель – Воскобойник Е.Б.).
1 и 2 место во Всероссийском конкурсе творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «Вместе Ярче – 2018» в номинации «Сочинение» в муниципальном этапе заняли Романов Дмитрий и Борискин Николай 8Д кл. (учитель - Байкова Г.Н.).
67 человек приняли участие в школьном этапе олимпиады по русскому языку - 2018 г. Призерами стали:
ФИО полностью | Балл | Статус | Класс | Учитель |
Соловьева Мария Александровна | 23 | Призер | 5 | Воскобойник Елена Борисовна |
Кузьмина Милана Валерьевна | 21,5 | Призер | 5 | Вострякова Светлана Алексеевна |
Власенкова Валерия Алексеевна | 29 | Призер | 6 | Юкова Марина Евгеньевна |
Ваганов Кирилл Витальевич | 28,5 | Призер | 6 | Юкова Марина Евгеньевна |
Мироненко Варвара Дмитриевна | 27,5 | Призер | 6 | Юкова Марина Евгеньевна |
Головина Мария Алексеевна | 35 | Призер | 8 | Антипова Вера Николаевна |
Баканова Анжелика Валерьевна | 34 | Призер | 8 | Антипова Вера Николаевна |
В школьном этапе олимпиады по литературе приняли участие 35 человек. Призерами стали:
ФИО полностью | Балл | Статус | Класс | Учитель |
Головина Мария Алексеевна | 28 | Призер | 8 | Антипова Вера Николаевна |
Тавторкина Алина Дмитриевна | 25 | Призер | 8 | Юкова Марина Евгеньевна |
Пазавина Валерия Дмитриевна | 24 | Призер | 8 | Антипова Вера Николаевна |
Александрова Анна Александровна | 29 | Призер | 9 | Юкова Марина Евгеньевна |
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы, ИЗО и МХК учителями –предметниками ШМО, дополнительные занятия, внеурочная деятельность - одно из условий обеспечения современного качества образования. Работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные результаты, т.к. ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.
Закончить свое выступление хочу словам Киплинга: «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».