Учитель начальных классов Дюжакина Е.Г.,20.12.2021г. выступление на педсовете «Точка роста» как ресурс формирования у обучающихся современных технологических навыков.
В январе 2019 года в России по указу Президента РФ Путина В.В. началась реализация национального проекта «Образование», предусматривающего развитие системы образования до 2024 года по 10 направлениям. Национальный проект направлен на обновление содержания образования, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления системой образования.
В рамках федерального проекта «Современная школа» предусмотрено создание школьных Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», позволяющих внедрить в образовательный процесс современные технологии и новые методы обучения по таким предметам, как «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
В 2019 году около 2000 школ России создали такие центры и уже успешно работают в сетевом сообществе, к 2024 году в России планируется создать 16000 таких Центров.
По результатам конкурсного отбора наша школа также вошла в список школ, на базе которых в 2022 году будут созданы центры «Точка роста». Одним из условий для отбора школы было то, что она призвана обеспечить доступность для освоения обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей.
Задачами Центра являются охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся школы, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в школе дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства.
Инфраструктура Центра будет использоваться и во внеурочное время, как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Такой Центр образования «Точка роста» будет создан как структурное подразделение школы, в деятельности которого будут применяться ещё более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной интернет и другие ресурсы Центра, которые послужат повышению качества и доступности образования.
За это время предполагается освоить четыре образовательных направления:
1) внедрение таких механизмов управления, которые будут наиболее эффективны;
2) повышение квалификации, подготовка и переподготовка профессиональных кадров;
3) создание современной инфраструктуры;
4) обновление содержания учебных программ.
Хочется остановиться на двух проектах из десяти – «Современная школа» и «Успех каждого ребенка».
Внутри проекта «Современная школа» акцент делается на модернизацию образовательного пространства, применение и внедрение новых технологий. Проект ставит перед учителем запрос индивидуализации обучения - в первую очередь с точки зрения и движения в своем ритме: иногда хочется иметь возможность погрузиться в работу, доделать, иногда не хочется долго зацикливаться на чем-либо.
Проект «Успех каждого ребенка» ориентирован на разработку программ обучения по индивидуальным планам, с возможностью применения дистанционного обучение. Также он связан с профориентацией. В этом плане предлагается создать возможность получать дополнительное образование, посредством создания новых мест, центры поддержки талантливых детей. Таким образом, необходимо решить проблему: чтобы индивидуальные планы были реализованы, необходим комплексный подход, время, меньшая загруженность учителя, чтобы они не были формальными, а чтобы выйти на индивидуальную траекторию.
При реализации проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» необходимо помнить, что обученность - это только один из показателей, а важнейшими является сохранение здоровья и личностного роста. Поэтому цель образовательного процесса в рамках реализации проектов - ориентированность на сохранение и укрепление психофизического здоровья, личностный рост.
«Точка роста» – федеральный проект, нацеленный на предоставление образования в рамках цифрового и гуманитарного профиля, разработанный на базе региональной системы «Современная школа». Цель его создания – сокращение разрыва, наблюдаемого между школами, расположенными в городах и селах.
Основная задача открытия этого центра в начальной школе: использование инфраструктуры во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности участников образовательного процесса, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов.
Нас попросили подробнее остановиться на уроках области «Технология».
Было рассмотрено несколько рабочих программ по внеурочной деятельности, относящихся к этой области. Самыми актуальными оказались «Робототехника» и «Легоконструирование»
Курс «Легоконструирование» является межпредметным модулем, где дети комплексно используют свои знания. Межпредметные
занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям:
1.конструирование;
2.программирование;
3.моделирование физических процессов и явлений.
Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Существуют рабочие программ по курсу внеурочной деятельности «LEGO Education WeDo», которые соответствует требованиям ФГОС. Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку".
Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира.