Выступление на педсовете
«Образовательные инновации
как ресурс развития школы»
Выступила:
учитель физики и математики
Самигуллина ГФ
ноябрь 2018
Инновационные преобразования имеют место во всех сферах общественной жизни, но наиболее существенные изменения происходят в системе образования. И это не случайно, ведь любые перемены в обществе во все времена находили серьезное и глубокое отражение в школе. Эпиграфом к теме нашего разговора как нельзя лучше подошли бы, слова Л. Толстого «Брать нужно выше того места, к которому плывешь, иначе снесет».
Жить сегодняшним днем непозволительно, учение обязано опережать развитие, иначе оно бессмысленно.
Чтобы говорить об инновационном образовании необходимо, разобраться в понятиях, так как в современном обществе имеет место такая тенденция называть любое действие, любой процесс – вплоть до изобретения колеса «инновационным».
Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей.
Инновация (англ. innovation — нововведение, новаторство) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационная деятельность или инновационный процесс - процесс создания, освоения и распространения инноваций.
Что же такое инновационное образование?
Это такое образование, которое способно к развитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Отсюда тезис: инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.
В современном образовании инновационная деятельность педагога стала важнейшей составляющей образовательного процесса. Она предполагает внедрение в профессиональную деятельность как новых дидактических и воспитательных программ, так и организацию психологического сопровождения для обучающихся и педагогов учебной организации.
Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов.
Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы для использования всем педагогическим коллективом.
Целью педагогических инноваций в образовании является подготовка ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Этому способствует переход на новые образовательные стандарты.
Приоритетные направления инновационной деятельности
· Модели управления качеством образования на муниципальном и школьном уровнях
Сегодня многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако управление ими, осуществляемое на основе устаревших механизмов, значительно снижает эффективность новшеств, вводимых в педагогический процесс. Поэтому хорошим инструментом для анализа учебного процесса являются мониторинговые исследования, благодаря которым мы имеем оперативную, объективную информацию, что позволяет своевременно принимать управленческие решения, проводить коррекцию деятельности учителя и ученика. Это проводимые у нас в школах ВПР, РПР, только нужно объективно оценивать знания обучающихся, не завышать их оценки.
· Информатизация образовательного учреждения как основа его системного развития
Теперь для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в арсенале педагога имеется современная система средств обучения на базе цифровых технологий.
Облегчает ли это труд учителя? Несомненно. Более того, повышается эффективность педагогического труда. Но вместе с тем возрастают требования к учителю. Он не должен стоять на месте, он обязан идти в ногу со временем, осваивать и внедрять новшества в образовательный процесс. В проекте профессионального стандарта педагога подчеркивалось: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу» И стандарт педагога, и ФГОС требуют от учителя гибкости и мобильности.
Учителю, реализующему новый образовательный стандарт, необходимо быть компетентным при работе с информационной средой. Но многие ли из нас в первый год введения новых образовательных стандартов был готов к использованию современного высокотехнологичного учебного оборудования, применению электронных учебников и других электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, к работе с электронными дневниками и журналами, со школьными и персональными сайтами? Но, как гласит русская пословица, «не бравшись за топор, избы не срубишь».
В рамках проекта модернизации образования для введения ФГОС в школы поступило новое компьютерное оборудование. В связи оснащением школы новой техникой возникла необходимость скорейшего практического освоения работы с ПК, интерактивной доской и другими техническими средствами.
Эта тема в течение последних остается одной из приоритетных в развитии нашей школы. В этом направлении у нас также имеются определенные наработки. Это, во-первых, совершенствование материально- технической базы: открытие мультимедийного кабинета, создание рабочих мест для педагогов в кабинетах (каждый учитель обеспечен ноутбуком). Это и медитека, банк тестовых заданий, электронный документооборот, создание сайта школы и сайтов учителей.
Конечно, это своего рода инновационная деятельность, поскольку в результате появляются новые продукты, усовершенствуется образовательный процесс.
· Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Не вызывает сомнения тот факт, что условия школьного обучения в настоящее время рассматриваются одним из основных факторов риска здоровья учащихся.
И этому направлению мы должны уделять должное внимание.
· Психолого-педагогические условия формирования личности, ориентированной на устойчивое развитие
Это одно из инновационных направлений программы развития школы. Мы знаем, что тема является одной из важных. Этой проблеме посвящены педагогический совет, совещания при директоре, Цель этой деятельности – максимально учитывать личностные особенности ребенка в образовательном процессе. Не хватает в школах педагогов – психологов, которые проводили бы индивидуальную работу с детьми, родителями. Эта работа у нас возлагается на классных руководителей.
· Интеграция общего и дополнительного образования
(В школе организуются кружки (От ДДТ, внеурочная деятельность )
· Обеспечение общественного характера управления образованием
Эта инновация провозглашена сравнительно недавно. Но в настоящее время на федеральном, региональном, муниципальном уровнях ей придается большое значение. Ее цель - максимальная открытость управляющей системы, позволяющей родителям не только иметь всю необходимую информацию, на основе которой принимаются управленческие решения, но принимать участие в их выработке и реализации.
Мы создали Попечительский совет, Управляющий совет школы. Это направление необходимо развивать, активнее привлекать родителей, учащихся и педагогов к управлению образовательным учреждением.
Многие из них используются в нашей школе:
- система развивающего обучения ;
- «Школа XXI века»;
- проблемное обучение;
- проектные методики;
- развитие критического мышления;
- технология профильного обучения;
- интерактивные технологии обучения;
- технология «Дебаты»;
- использование ИКТ
Одним из направлений реализации данной цели является информатизация
образования, использование информационно – коммуникационных технологий в
образовательном и воспитательном процессе.
Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно- коммуникационной компетенции учителей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности .
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удаленных друг от друга. Для профессионального взаимодействия учителей в сети необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности. Однако профессиональная подготовка педагогических кадров не должна сводиться только к обучению информационным и коммуникационным технологиям, но и к обучению современным педагогическим технологиям (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, обучение в малых группах и т.д.). Данные технологии дополняют друг друга: через современные педагогические технологии к современным средствам обучения ИКТ и наоборот.
И задача методической службы на этот учебный год – более активное внедрение новых технологий в практику работы.
Цель внедрения новых технологий очевидна: это необходимость сделать образовательный процесс более качественным и эффективным.
Таким образом, современный учебный процесс предполагает внедрение инновационных форм работы и предусматривает новые роли в системе «учитель- ученик»; учителя как организатора и консультанта, а ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебных задач и широко использующего информационные технологии для получения необходимых знаний.
Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации школы. Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом и творческим
потенциалом.
В нашем коллективе имеются творчески работающие коллеги, у которых есть чему поучиться. Только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.
Не зря учителя называют вечным учеником. Наш коллектив всегда старается использовать возможности высокоразвитой информационной среды: учителя участвуют в сетевых профессиональных сообществах, online конференциях, семинарах, вебинарах; пользуюсь электронной библиотекой, стараются транслировать собственный опыт и знакомиться с наработками других учителей, работают с персональным сайтом и пр. Недавно мы все прошли успешно Всероссийское тестирование. Убеждена, что все это способствует профессиональному росту.
Мы — учителя нового столетия. Я считаю, что только стремление к освоению нового, творческий подход к своему делу, помогает нам работать более эффективно и плодотворно.