Выступление на педсовете педагогов-предметников о проведении бинарного урока математики «Старинные русские меры длины».
(слайд 2)
Учитель 1. Бинарные и интегрированные уроки способствуют тому, чтобы знания представали перед школьниками целостными и взаимосвязанными, формируют деятельностный подход в обучении, о котором в настоящее время много говорят в связи с переходом на ФГОС второго поколения.
Возникает вопрос, в чем различие бинарного и интегрированного уроков. Бинарный урок есть разновидность интегрированного, его ведут два преподавателя. А вот интегрированный- это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов или курсов.
(слайд 3)
Интегрированный урок может быть бинарным в том смысле, что его ведут два учителя-предметника. Однако это не является обязательным условием. А вот две и более цепочки целей, материал из областей двух и более предметов – обязательны. Основные цели таких уроков – воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь таких, как синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей. В интегрированных уроках учебные цели становятся, как правило, сопутствующими.
ШМО учителей начальных классов предлагает вашему вниманию бинарный урок русского языка и математики по теме «Старинные русские меры длины».
(слайд 4)
Цель урока:
1) ознакомление учащихся со старинными единицами измерения длины;
2) формирование умений учащихся систематизировать и обобщать учебный материал, проводить поиск необходимой информации, создавать продукт своей деятельности.
(слайд 5)
Задачи урока:
Образовательные: путём наблюдения, сравнения ввести понятие, что такое «старинные русские меры длины»; переводить старинные меры в метрическую систему единиц; пользоваться этими мерами при решении задач; познакомиться с пословицами и фразеологизмами, в которых есть названия старинных русских мер длины и их значением; Развивающие: способствовать развитию у детей логического мышления и познавательной активности, умения творчески подходить к решению задач и самостоятельно работать; умения рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь; Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, развивать интерес к произведениям устного народного творчества, пытливость, любознательность, уважение к истории России; развить умение работать коллективно, уважая друг друга.
(слайд 6)
Тип урока: изучение нового материала.
(слайд 7)
Учитель 2. Как учитель математики начала я урок с вопроса: «Сколько вёрст от нашего посёлка до г.Тула?» Были высказаны разные предположения.
Учитель 1.Тогда я предложила разделиться на группы по цвету карточек, предложенных им и составить из слов пословицы. Позже мной был задан вопрос: что объединяет эти пословицы?
(слайд 8) (В каждой есть старинная русская мера длины).
Сформулируйте тему урока. «Старинные русские меры длины».
(слайд 9)
Учитель 2. На этапе актуализации опорных знаний я рассказала учащимся, чем человек с незапамятных времен измерял длину предметов.
(слайд 10)
Учитель 1. Позже была предложена работа в парах с толковыми словарями. Дети объясняли лексическое значение новых слов, определяли морфологические признаки.
(слайд 11)
Учитель 2. На этапе первичной оценки и закрепления изученного учащиеся работали с тестами в парах и проводилась самопроверка.
(слайд 12)
Учитель 1. Вернувшись к нашим пословицам, мы объяснили их значение. Вместо физминутки учащиеся поиграли в игру «Игра «Сажень, локоть, пядь, перст».
(слайд 13)
Когда я скажу: «Сажень», вы разводите руки в стороны, если: «Локоть», схватите локотки руками, «Пядь» - потрясите кистями рук, «Перст» - шевелите пальчиками. Эта игра помогла учащимся подбирать ассоциации к терминам.
(слайд 14)
Учитель 2. На этапе применения новых знаний и способов действий дети выполняли практическое задание по измерению объекта с помощью старинных мер по рядам: длина пряжи, классной доски, парты.
(слайд 15)
Был задан учащимся вопрос: «Почему длина одних и тех же предметов получилась разной?» На что получен ответ: «что длина локтя или ширина ладони у разных людей различна, а мера длины должна быть постоянной». Так мы плавно перешли к современным единицам метрической системы мер. (слайд16)
(слайд 17)
Для закрепления нового материала предложена самостоятельная работа в тетрадях «Переведите в метрические единицы старинные меры длины», которую необходимо было сдать в конце урока. (слайд 18)
Учитель 1. На следующем этапе урока мы вспомнили, что такое фразеологизмы, познакомились с устойчивыми сочетаниями, в записи которых есть старинные меры длины, и подбирали к ним синонимы. При контроле выполнения задания использовали взаимопроверку.
(слайд 19,20)
(слайд 21)
Учитель 2. На этапе подведения итогов занятия и рефлексии мы вернулись к вопросу, которым начали урок «Сколько верст от посёлка Бородинского до г. Тула?» И дети смогли ответить.
(слайд 22)
Ребята оценили свою деятельность на уроке с помощью разноцветных шариков.
(слайд 23)
(слайд 24)
Учитель 1. Мы же подготовили по русскому языку и математики дифференцированное задание для каждого ученика в соответствии с цветом шарика.
(слайд 25)
А закончили мы этот бинарный урок весёлым стихотворением, слова которого вызвали улыбку у учащихся.
(слайд 26)
Можете верить или не верить, Но всё на свете можно измерить: Время помогут измерить часы, Размеры – линейка, тяжесть – весы. Есть масса приборов – для измеренья Скорости, шума, объёма, давленья. Море измерит до дна эхолот, Температуру – градусник. И – при желании – каждый найдёт Величину своей радости… Вы думаете, это – бред? А мы откроем секрет: Простой линейкой – без ошибки – Измерьте ширину улыбки.