СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете по теме «Формирование коммуникативных УУД младших школьников». Конспект и презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.       Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих, поэтому я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках. 

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете по теме «Формирование коммуникативных УУД младших школьников». Конспект и презентация»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

















МАСТЕР – КЛАСС

«Формирование коммуникативных УУД

младших школьников»


(выступление на педсовете)





















Составитель: Романова Людмила Николаевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории



ноябрь 2017г.

  В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к лич-ности человека и к умению общаться с окружающими.  Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникатив-ных умений.

Дети и родственники, приятели и знакомые, друзья, супруги и коллеги по работе, все мы невольно включены в систему взаимоотношений. Проблема общения (я и другие люди и другой человек) отнюдь не только проблема родителей и педагогов.

Сегодня эта проблема касается каждого человека, кем бы он ни был.

Как часто  в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушев-ленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.

     Почему? Что происходит? За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема – общение.

Проблема общения – это, в первую очередь, нравственное воспитание.

От уровня нравственной воспитанности зависит уровень культуры человека.

          С развитием экономики в нашей стране произошла переработка психики людей, превращающая порой человека в индивидуалитета, ожесточенного борьбой за выживание.

Каково в этих условиях ребенку? Что происходит с ним?  

А происходит следующее: родители заняты зарабатыванием денег, а ребенок остается наедине с телевизором, который демонстрирует зло, насилие, жестокость, сквернословие; остается наедине с компьютером, где игры учат тому же насилию, где стреляют и убивают. Ребенок находится под воздействием мощного потока информации и других стимулов. При этом катастрофически уменьшается живое общение.

Думаю, не останется сомнений в актуальности темы: «Развитие коммуни-кативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста».

     Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других. 

Одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих, поэтому я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках. 




Виды работы


I Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД. Чтобы установить контакт и настрой на совместную работу, я использую методический приём

1«Разминка пальчиков».

Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте или в группе и говорим:

Желаю (большой),

успеха (указательный ),

большого,

во всём

и везде.

Здравствуй ( вся ладонь).

Распределитесь по парам и проведём разминку пальчиков в ваших группах.


2.Продолжим работу в парах, используя методический приём «Дуэль».

У каждого по 2 карточки с глаголами, к доске выходит одна пара и проводит «дуэль». Один ученик называет глагол, а второй должен отбить удар, назвать форму глагола, определить у этого глагола время, число, лицо или род.

Если ответ дан не верно, то счёт становится 1:0, затем второй игрок называет глагол со своей карточки


Теперь проведут «дуэли» все пары. Поднимите руки у кого дуэль закончилась со счётом 0:0, 0:1, 0:2, 0:3.( На данном этапе урока можно выяснить в чём были допущены ошибки)


Методический приём «Дуэль» я использую также на уроках математики, начиная с 1 класса при изучении состава чисел, таблиц сложения, табл.случаев умножения и деления),


Очень интересно проходят дуэли на уроках окружающего мира ( например, при изучении природных зон).

На карточках могут быть записаны животные, растения определённой зоны. Один уч-ся называет слово, а другой определяет природную зону.

II. Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала .

Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию у детей умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга.

В группе повышается учебная и познавательная мотивация, эффективность усвоения учебного материала, снижается уровень тревожности учащихся.

Разделение класса на группы- это важнейший момент в организации работы.

Принцип формирования групп может быть различным:

1.По выбору педагога.

Иногда я объединяю в группы учеников

-с близкими интеллектуальными возможностями,

- со схожим темпом работы,

- а иногда, напротив, создаю равные по силе команды

Слабым уч-ся предлагаются задания базового уровня, а сильным-повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

2. Комплектование групп может быть по желанию

(так как это произошло у нас)

Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по ... человек.

Разделитесь на ... равные группы.

3.Случайным образом.

Способы формирования такой группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом ,

с помощью «фантов» и т. д.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству.

4.По определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником.

Так, можно разделиться

-по первой букве имени (гласная – согласная),

-в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы),

-по цвету глаз,

-по знакам зодиака,

- предпочтениям, увлечениям, любимым школьным предметам, и т.д.)

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые редко взаимодействуют друг с другом, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).


5. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми.

Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В группе должны быть распределены роли.(таблицы на столах)

Командир группы

Заместитель командира группы

Секретарь

Генератор идей

Редактор, оформитель

-Организовать работу группы по выполнению группового задания

-Отобрать идеи, положенные в основу группового ответа

-Определить отвечающего от группы

- В отсутствие командира выполняет его обязанности

-Помогает командиру


-Фиксирует основные идеи во время группового обсуждения

- Представляет эти идеи как результат коллективной работы

-Выдвигает новые идеи в процессе обсуждения

-Осуществляет оценку этих идей с точки зрения новизны, значимости, ценности и т.д.

-Предлагает различные варианты решения проблемы

-Предлагает форму презентации группового задания

-Производит оформление рисунка, схемы, презентации и т.д.

Используя методику групповой работы «Мозговой штурм», я предлагаю уч-ся распределить роли в группе.

Правильно организованный мозговой штурм включает 4 этапа.

-Постановка проблемы.

- Распределение ролей участников.

-Генерация идей.

3.Группировка, отбор и оценка идей.

4. Представление модели решения. Это доклады, сообщения от разных групп

Но необходимо периодически менять состав групп, чтобы у каждого человека был опыт коммуникации с разными людьми, также необходимо менять и групповую роль. В роли секретаря, генератора идей редактора, командира группы или его заместителя должен побыть каждый ученик.





На своих уроках я использую разнообразные виды групповой работы.

Это: Взаимообучение , Мозговой штурм, Продолжи, Охота за сокровищами,

Снежный ком, Словесный волейбол, Прием «Зигзаг»

Приём «Пазлы», Приём «Круглый аквариум».

Очень часто на различных уроках я использую методический приём «Лови ошибку»

- Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом, я могу даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом.

Можно ученикам предложить роль учителя, что мы сейчас с вами и продемонстрируем.

Каждой группе раздаются тексты со специально допущенными ошибками. В группах проводится обсуждение и исправление ошибок.

Для того, чтобы ограничить наиболее активных учащихся и простимулировать стеснительных, я на своих уроках использую

«Талоны на выступление».

Это могут быть специальные карточки, значки, предметы, которые выдаются в равном количестве всем учащимся (по 1-2-3 штуки). Каждый талон даёт право на 1 выступление. При выступлении ведущий забирает талон у выступающего или учащиеся кладут на середину парты. Когда закончились все талоны, выступать больше нельзя. Этот приём с талонами можно использовать при любых видах обсуждения.

1 группа решит все орфографические задачи, используя талоны на выступление.

(исправляет и объясняет ошибки)


2 группа решит все орфографические задачи, используя методический приём «Карусель».

Все участники группы встают, образуют круг и проводят объяснение полученного задания без остановки, так как движется КАРУСЕЛЬ.

Этот метод вовлекает всех учащихся в обсуждение, особенно эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем делятся результатами обсуждения с классом.


3 группа решит все орфографические задачи, используя ПОПС формулу.

П- позиция (в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….

О- обоснование (на чём вы основываетесь, довод - ….потому, что…..

в поддержку вашей позиции)

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например….

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв - ….поэтому….

к принятию вашей позиции)

Перед вами ПОПС формула, используя её докажите правильность ваших рассуждений при решении орфографических задач.


Этот методический приём помогает учащимся выработать аргументы и мнения и, используя ПОПС- формулу как образец, предложить развёрнутый логически обоснованный ответ в чёткой форме.


П - позиция

(в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….


О - обоснование

(на чём вы основываетесь, довод) ….потому, что…..


П – пример (

(факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например….


С – следствие

(вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)

.поэтому…



Один из мудрецов сказал очень важные слова

«Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я запомню. Вовлеки меня – я пойму»

Я попробовала Вас ,уважаемые коллеги вовлечь , а как у меня получилось , я хотела бы узнать:

Выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске , продолжите предложения…..

сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрёл…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…












Приложения

Приложение 1: СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ

Игры, направленные на формирование  коммуникативных навыков

Учитель в ходе игр, проводимых с детьми, выступает в роли инструктора.

Инструктор является руководителем и организатором игрового процесса. В этом качестве он может предоставлять участникам новую информацию , задавать вопросы и руководить игрой.

Инструктор не должен выступать в роли судьи. 

Избегайте выступать в роли «эксперта», иначе участникам нелегко будет высказывать собственное мнение.

Не навязывайте участникам свои ценности и идеи.

Поощряйте членов группы отвечать на вопросы, обращаясь друг к другу, а не через вас. Обсуждение будет продуктивным при непосредственном общении, когда участники смотрят друг на друга, а не только на вас.

Инструктору придется помогать выражать свои мысли и мнения.

Как руководитель игры инструктор должен способствовать повышению авторитета каждого участника в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство уверенности в себе и понимание своей значимости для работы всей группы.

Старайтесь обращать внимание на процесс общения. Помните, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в процессе общения самую важную роль. Если принимать во внимание все возможные способы общения, то можно получить наиболее полное представление о группе.

Выбирая ту или иную игру, хорошо представьте себе, какие цели вы ставите перед собой и перед участниками.

Помните главное – оставайтесь самим собой. Только в таком случае все участники будут чувствовать себя раскованно и непринужденно, и каждый привнесет в работу что-то особенное.

Правила поведения

Добровольность участия при четком определении своей позиции.

Правильных и неправильных ответов не существует. Правильный тот ответ, который на самом деле выражает твое мнение.

Необходимо соблюдать анонимность и не превращать игру в обсуждение поведения кого-нибудь. Вне занятий не обсуждается то, что мы узнаем друг о друге, и то, как мы себе ведем на них. Все, что происходит на занятии , должно оставаться нашей общей тайной.

Лучше помолчать, чем говорить не то, что думаешь, или просто врать.

Если участник игры не просит, то не нужно давать оценку его выступлению. Для того, чтобы работа в классе в целом и по группам шла продуктивно, необходимо: создать в классе атмосферу доверия; развивать навыки общения, которые способствуют открытости, честности, ответственности за чувства и убеждения; планировать игры так, чтобы они способствовали принятию решений и развитию других жизненно необходимых умений; предлагать учащимся простые модели работы, близкие и понятные им.


Приложение 2: ОПИСАНИЕ ИГР


Игра «Земля, вода, воздух, ветер»

Игра актуализирует представления детей о природе, способствует расширению знаний, дает возможность детям убедиться в правильности собственных ответов. Кроме того, развивается внимание, актуализируется память. Ребята учатся слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать. Размещение лучше всего организовать в форме круга. В игре можно использовать дополнительно: - игрушку, какой-то предмет, который будет передаваться. Продолжительность игры: 20-30 минут.

Ход: Игра имеет две интерпретации. 1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода», то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер», то кружатся, если «воздух» - то те живые существа, которые могут обитать в воздухе. На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить . В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.

2. Во втором варианте дети проявляют в большей мере свое умение работать в группе, умение слушать ведущего. На каждую стихию дается установка- выполнить то, или иное задание. Например, если называется «воздух» - дети должны делать взмахи руками, если – «земля» , то прыгать как лягушка (как зайчик, изобразить слона, медведя, цветок и т. д.), если – «вода» - изобразить различные движения пловца, если “ветер” - подуть, покружиться, закачаться, как деревья. Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.


Игра «Самый наблюдательный»

Игра создает условия для развития творческого отношения к окружающей жизни, помогает обрести свежесть взгляда на давно привычные, обыденные вещи, зафиксировать в памяти любопытные сюжеты, сделать мини - открытия. Участие в игре способствует выработке собственного отношения к “малой родине”, природе, помогает развитию мышления, навыков общения. Игра способствует выработке согласованности и слаженности групповых действий. Эта игра без проигравших. Для игры понадобятся репродукции известных картин, на которых может быть изображен пейзаж, натюрморт. Продолжительность игры: 40 минут.

Ход: Класс делится на три части. Всем предлагается репродукция одной картины. После чего ребятам дается задание :первая группа будет задавать вопросы по содержанию увиденного; вторая группа должна отвечать на заданные вопросы; третья группа должна проводить анализ и выбрать самый интересный вопрос. Таким образом, все ребята в действии. Кроме того, чтобы задать вопрос, необходимо проявить не только наблюдательность, но и слаженность в работе, а кроме того, предвидеть, какой каверзный вопрос могут задать оппоненты. Группы распределяются уже после того, как картина показана. Картина показывается определенный отрезок времени. После просмотра ребята проводят обсуждение. Именно в этот момент ребята показывают и свою сплоченность, и свою наблюдательность, и умение работать слаженно, слушать и слышать друг друга. Во время выбора лучших вопросов, каждый отвечающий может аргументировать свой ответ.


Игра «Ниточка и иголочка»

Игра направлена на формирование сплоченности группы, умения согласовывать свои действия с действиями других, достигать группового успеха за счет слаженных индивидуальных усилий. Эта игра дает возможность участникам обнаружить, проявить, а при регулярном обращении к ней развить и сформировать в себе следующие качества: контактность, организованность и собранность, логику и сообразительность,  быстроту реакции.

Игра проходит среди учащихся всего класса. Особенностью является то, что лучшее место для ее проведения - спортивная площадка на улице или спортивный зал. Никаких особенных реквизитов для проведения этой игры не нужно, необходима только фантазия. Продолжительность игры - 20 минут.

Ход: Вначале по команде выбираются иголочки, желательно, чтобы это были менее активные дети. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять, хотя бы в игре, что от них что-то да зависит. Затем к иголочкам прикрепляются ниточки. Желательно, чтобы количество детей в ниточке у каждой иголочки было одинаково, хотя может быть любое. Детям предлагается по команде ведущего начинать движение. Задача участников не отцепиться друг от друга, иначе ниточка порвется. Задача иголочки на пересекаться с другими иголочками, так как можно уколоть друг друга. Движения ведущих произвольны. Эту игру можно усложнять. Тогда, чтобы отследить движения игроков, желательно участие не одного, а большего числа ведущих. Иголочкам предлагается двигаться не просто, а преодолевая различные препятствия. Кроме того, можно менять “иголочки”.Примерные препятствия: грибы, которые нужно собрать в лукошко; большая гора, которую нужно обойти;  самолет, летящий в небе, от звука которого нужно закрыть уши и посмотреть на небо от любопытства;  речка, которую можно только переплыть;  ежик, которого так хочется потрогать, а он колючий; ручеек, из которого хочется попить водички; пенек, на который можно присесть - отдохнуть от долгой дороги.

По окончании игры дети сами проводят анализ, выделяя наиболее крепкую ниточку, наиболее размышляющую иголочку. 


Игра «Узнай по голосам»

Игра способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе; создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, способствует саморазвитию и самораскрытию участников игры. Размещение произвольное, за партами в классе. У доски должно быть место для 3-х человек. Во время игры участники могут находиться в более или менее активной позиции. Самая активная позиция - у водящего. Им чаще всего становится тот из участников, кто хочет проверить свою слуховую память, внимание, наблюдательность. Другой тип активности – «эхо». Эту роль исполняют те из ребят, которые хотят, чтобы их услышали. Продолжительность игры: 20 - 25 минут.

Ход: Сначала выбирается водящий. Он становится спиной к классу. В это время ведущий по желанию детей указывает на одного игрока, который должен один раз повторить фразу «Я говорю» Водящий должен повернуться к классу лицом и узнать говорящего. За правильный ответ водящий получает 1 балл. Затем из класса выбираются уже два человека, которые говорят: «Мы говорим четыре слова». Если водящий ответил верно, он получает еще 2 балла. Когда из класса выбираются три человека, то водящий может заработать еще 3 балла. Общий самый высокий результат - 6 баллов. Особенностью игры является то, что очень многие ребята могут побывать в активной роли, кроме того, они сами оценивают свою наблюдательность, память, внимание, они учатся слушать и слышать друг друга.


Игра «Мои желания»

Эта игра направлена на формулирование учащимися своих ожиданий, ценностей, мыслей. Она помогает учащимся осознать собственные ценности, построить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности. Главный, но не всегда достижимый результат - понимание того, что, выбирая свою систему ценностей и следуя ей, человек реализует свою свободу.Продолжительность игры : 40 минут.

Для работы понадобятся листы писчей бумаги, для изготовления «цветка желаний» цветная бумага, ножницы, клей.

Ход: Детям предлагается на листе бумаги написать 3 - 7 своих желаний. Следующим этапом работы является определение того, от кого зависит исполнение желаний. Если исполнение зависит от самого человека, то напротив желания пишется - “Я”, если исполнение зависит от других, то пишется «Д», если человек не знает, от кого зависит исполнение его желания, то он пишет – «Н». Затем дети изготавливают «цветок желаний». Серединку оставляют свободной. А на лепестках пишутся желания. Из работ ребят оформляется поляна желаний.

Игра «Волшебный магазин»

Эта игра позволяет ребятам задуматься над жизненными ценностями, сравнить сои ценности с ценностями других. Кроме того, ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учебным процессом, связанные со школой. Учащиеся учатся понимать, что разные люди могут иметь разные ценности в жизни, разные человеческие качества, учатся понимать, что те или иные качества оказывают определенное влияние на формирование характера, личности. Продолжительность игры вместе с обсуждением: 40 минут.

Ход: Ведущий предлагает младшим подросткам подумать, какими личными качествами они обладают. Затем предлагается представить волшебный магазин, где каждый является продавцом. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как он считает, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется , сколько он мог бы дать взамен и т. д. Таким образом все желающие могут побывать в любой из ролей. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно. В процессе обсуждения ребята учатся не только анализировать свои качества, но также учатся выражать свои мысли, доказывать свое мнение. Учатся слушать и слышать друг друга, учатся быть терпимее друг к другу. Важная роль в этой игре отводится ведущему, так как его главная задача - направляющая и анализирующая. Ребята, открывая у себя наличие переживаний, начинают осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникает новое отношение к себе и окружающим.


Игра «Королевство»

Эта игра развивает взаимопонимание в группе, ребята учатся понимать и обсуждать закономерности возникновения взаимопонимания. Кроме того, определяется статус учащихся в классе, выбираются роли и функции, которые они хотели бы выполнять. Младшие подростки знакомятся с принципами ведения спора, дискуссии, осмысливают трудности общения между людьми, непонимание людьми друг друга. Продолжительность игры: 40 минут.

Ход: 1.Весь класс делится на группы. Желательно, чтобы у ведущего в этой игре были помощники. Ребятам ведущий объясняет, что в игре участвует вся группа. Каждый участник может побывать в роли Короля и распределить роли сам, попробовать сделать так, что все будет зависеть только от него. 2.Один из добровольцев становится «Королем». Он может набрать себе всех подданных - Королеву, Принца, Принцессу, Слугу, Повара, Палача и т. д. Каждому, кроме ролей Король раздает поручение.  3.Следующим этапом является проигрывание ролей. 4.Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него, или, почему, он не согласен с Королем, почему его роль ему не нравится. 5. Каждому участнику игры дается возможность внести свои коррективы в «Королевство», что-то изменить, повысить или понизить кого-то в должности, или, вообще ввести новую должность. Очень важно после каждого шага пояснять перестановки. 6.Когда «Королевство» создано, с ребятами проводится обсуждение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни. Эта игра учит детей не просто уважать мнение другого человека, но и обосновывать свои выборы, кроме того, каждый в этой игре может побыть в роли лидера. Также каждый может испытать на себе давление и понять его отрицательный и положительный эффект.

Игра «Кораблекрушение»

Эта игра помогает детям представить и смоделировать свое поведение в экстремальной ситуации. Проанализировав это, ребята могут переносить деятельность на реальные сложные жизненные ситуации, на сложности взаимоотношений, на взаимоотношения в семье и т. д. Продолжительность игры - 30 -40 минут. Ребятам на группы потребуется лист писчей бумаги.

Ход: Проходит деление класса на группы. Необходима помощь ведущему. Каждой группе дается инструкция: «Представьте, что в результате кораблекрушения все жители созданного на прошлом занятии Королевства попали на необитаемый остров. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача - создать себе условия, которые могли бы вас всех удовлетворить.

Вы можете: освоить остров, организовав в нем хозяйство, наладить на нем социальную жизнь, установить правила и нормы «совместной жизни». Среди групп детей происходит обсуждение. Результатом эффективности работы является то, что дети начинают представлять возможности реальной жизни, когда очень многое зависит именно от них самих. Ребята приходят к выводу о том, что ран или поздно многое им придется решать самим. Младшие подростки учатся планировать свою деятельность, доказывают логичность выбранной деятельности, кроме того научаются приходить к единому мнению, тем самым - вести переговоры. Ребята обосновывают свое решение, проигрывают эту вымышленную ситуацию в реальной действительности, и просто, учатся фантазировать, но реально.

Игра «Моя жизнь / Ваша жизнь»

Эта игра позволяет ребятам лучше узнать друг друга, заглянуть в свое будущее, вспомнить прошлое, попытаться проанализировать свое настоящее. Ребята приходят к выводу о том, из судьбы каждого человека складывается судьба всего поколения. В процессе выполнения этой игры ребята делятся своими мыслями с окружающими. Время: 25 минут. Для игры понадобиться каждому участнику 1 лист писчей бумаги, а для групповой работы - 1/2 листа ватмана, разноцветные мелки или карандаши.

Ход: 1. Ребятам предлагается сложить свои листки вчетверо и на каждой части написать события, которые с каждым из них были, или как они надеются , будут важными в их жизни или же изменят их жизнь в будущем. Для выполнения этого задания ребятам дается 15 мин. (Таблица 1). 

Моя жизнь.                                         Таблица 1                  

Моя жизнь 10 лет назад

Моя жизнь 5 лет назад

Моя жизнь сейчас

Моя жизнь через 10 лет

 Затем они делятся на группы по 4-5 человек в каждой и пытаются прогнозировать жизнь своего поколения. (Таблица 2)

     Жизнь моего поколения                                                                 Таблица 2

Жизнь моего поколения 10 лет назад

Жизнь моего поколения 5 лет назад

Жизнь моего поколения сейчас

 Жизнь моего поколения через 10 лет


Игра «Чемодан»

В этой игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, учатся сравнивать, доказывать, убеждать, учатся быть терпимее друг к другу.

Для работы потребуются конверты. Обязательно желание каждого участника. Продолжительность игры: 40 минут.

Ход: Один из участников игры выходит из класса, а другие начинают ему собирать «чемодан», то есть те качества, которые помогают этому человеку в общении с другими; но обязательно указываются и отрицательные качества, над которыми надо работать. Затем каждое качество обсуждается, голосуется большинством. Должно быть 5-7 характеристик. Затем все зачитывается тому, кто выходил. Он имеет право спросить только один вопрос, если что-то непонятно. Так продолжается, пока есть желающие. В конце игры тот, кто узнал информацию о себе , отвечает на вопросы: 

- Что нового о себя я узнал во время занятий группы?

-Что нового я узнал о других людях?

- Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

- Каким образом я собираюсь это сделать?

Ответы на эти вопросы записываются и помещаются в конверт, который подписывается и отправляется адресату через месяц.


Игра «Принятие решений»

Эта игра позволяет ребятам побывать в роли человека, от которого многое зависит.

Ход: Ребятам предлагается подумать самостоятельно, затем объединиться в группы по 5 - 6 человек и создать проект.

Предлагается представить каждого, что он обладает неограниченными возможностями, неограниченной властью, неограниченным финансированием. Одно ограничение - время. Каждому представляется возглавить Всемирную комиссию по улучшению жизни человечества, а может быть и по его спасению от губительного воздействия цивилизации. Посоветуйтесь друг с другом, какие меры следовало бы предпринять и, как это можно было бы организовать. В процессе работы нужно уважать мнение собеседника. Если человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры, дайте ему возможность почувствовать, что он прав. Постарайтесь посмотреть на мир глазами вашего собеседника. Постоянно задавайте себе вопросы, почему у него такое мнение. Если вы не согласны с собеседником, если решение этого вопроса у вас лучше, постарайтесь вызвать его на соревнование. Вы должны постараться договориться, прийти к единому мнению, прослушав разные точки зрения. И если мнение других все же лучше, и вы с этим согласились, то нужно отдать вам должное, что вы в какой-то мере признали себя побежденным, одновременно отдавая долг умению и эрудиции напарника.


Игра «Путешествия по странам»

Эта игра показывает различное понимание духовных ценностей. В ней ребята демонстрируют свое умение критически мыслить, принимать решения и решать проблемы. Ребята научаются влиять на образ мышления других людей, оценивают важность многообразия идей и подходов. Школьники демонстрируют навыки эффективного общения, обобщаю, делают выводы. Продолжительность игры: 40 минут. 

Ход: Весь класс делится на несколько команд, где каждая команда представляет выбранную страну. Идет работа в группе, где ребята получают отличную возможность дискутировать и высказывать различные мнения. Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны, того народа, который она представляет, отражает неповторимость и своеобразие выбранной страны. Все другие команды стараются понять причины именно таких условий жизни, особенности данной национальности и т. д. Каждая страна рассматривается с нескольких позиций. Эти позиции ребята определяют в самом начале игры, еще до деления на группы - страны. Затем эти особенности вносятся в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны заполнены, и ответы представителей стран выслушаны, участники пытаются найти точки соприкосновения - те ценности, которые неизменны, не зависят от страны, от национальности; и пытаются это анализировать. Следующий этап игры - дискуссия. Свобода самовыражения создает атмосферу, необходимую для успешных занятий. В результате этой работы ребята лучше узнают друг друга и себя.





В группе должны быть распределены роли

Командир группы

Заместитель командира группы

Секретарь

Генератор идей

Редактор, оформитель

-Организовать работу группы по выполнению группового задания

-Отобрать идеи, положенные в основу группового ответа

-Определить отвечающего от группы

- В отсутствие командира выполняет его обязанности

-Помогает командиру


-Фиксирует основные идеи во время группового обсуждения

- Представляет эти идеи как результат коллективной работы

-Выдвигает новые идеи в процессе обсуждения

-Осуществляет оценку этих идей с точки зрения новизны, значимости, ценности и т.д.

-Предлагает различные варианты решения проблемы

-Предлагает форму презентации группового задания

-Производит оформление рисунка, схемы, презентации и т.д.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


П - позиция

(в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….


О - обоснование

(на чём вы основываетесь, довод) ….потому, что…..


П – пример (

(факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например….


С – следствие

(вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)

.поэтому…

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске , продолжите предложения…..

сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрёл…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…