СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников в формировании гражданина и патриота"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников в формировании гражданина и патриота"»

«Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников в формировании гражданина и патриота».

На современном этапе развития российского общества патриотическое и гражданское воспитание школьника становится предметом государственной политики и обязательной частью образования, начиная с начальной школы.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям: (воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, толерантности). К сожалению, практический опыт работы в школе показывает, что современные дети почти не проявляют интереса к прошлому нашей Родины, не испытывают потребности в осознании себя как частицы своего народа, малоактивны в действиях, направленных на достижение общественно значимых целей. Это проблема. Что же делать?

Формирование гражданственности и патриотизма в современных условиях заключается в воспитании у младших школьников положительного отношения:

- к своему Отечеству, к гражданскому обществу и правовому государству;

- к гуманизму как принципу отношений между людьми; толерантности;

- к ответственности и долгу как норме общественного поведения;

- к социальной активности;

- к самому себе как свободной, трудолюбивой, наделённой нравственными качествами личности;

- к природе и людям родного края.

Данные направления стали приоритетными и нашли своё отражение в планировании воспитательной работы с детьми наших классов. Учитывая психологические и возрастные особенности наших детей, мы используем следующие формы и методы: Слайды.

- экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, художественный музей, по улицам города, к памятным историческим местам, к православным храмам); с. Тарбагатай, с. Батурино, Ацагат, с. Посольск, с. Иволга, Кумуткан;

- экскурсии по стране (г. Иркутск, г. Ангарск, г. Байкальск, в проекте г. Москва);

- коллективные творческие дела, в проекте («Праздник русской матрёшки» и др.);

- праздники, посвящённые памятным датам (День Защитника Отечества, День Победы, День города; День Конституции, День Космонавтики);

- устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Имена на табличках улиц»);

- выставки рисунков и поделок («Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», «Город прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей», «Ребята нашего двора»);

- викторины и конкурсы («Знаешь ли ты свой город?», «История родного края», «Профессии людей нашего города»);

- конкурсы проектов («Зелёный наряд моего двора», «Как сделать город чистым?», «Семейная летопись»);

- акции («Доброе сердце», «Помоги собраться в школу». «Пёс и кот»)

- конкурсно-игровые программы («Если армия сильна, непобедима и страна!», «Вперёд, мужчины!», «В здоровом теле- здоровый дух»);

- круглый стол («Что значит быть Гражданином?», «Наши права и обязанности», «Славен человек трудом!») и т.д.

Мы работаем по направлениям:
«Я и искусство»
Цель - воспитание у учащихся нравственно - эстетических качеств. Умение видеть красоту сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к окружающему миру. Знакомить ребят с произведениями искусства, воспитывать в них чувства прекрасного, развивать их воображение, творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные способности.
Задачи -- воспитывать в детях чувство прекрасного, учить их различать красивое и безобразное, развивать их творческие способности
- формировать потребность в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
- способствовать получению и расширению знаний учащихся о мировой культуре, культуре России и Бурятии
- познакомить с народными ремеслами России
«Я и семья»
Целью этого направления является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности. Воспитание уважения к членам семьи.
Для этого решаются такие задачи: - организация и проведение совместных мероприятий с родителями;
- знакомить с основными правилами делового и бытового этикета;
- умение выполнять обязанности в семье, воспитание режима дня и аккуратности в выполнении домашних поручений;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- обучение родителей, приемам воспитания и взаимодействия с детьми.
«Я и здоровый образ жизни» 
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и духовных сил. « Я и школа».
- знакомить учащихся с традициями и обычаями школы; символикой школы;
- формирование у детей навыка культурного поведения, взаимоотношений в коллективе, воспитание любви и уважения к школе, учителям, к товарищам;
- способствовать формированию ученического коллектива.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости. Воспитывать гражданственность и патриотизм необходимо с младших классов. Только обладая любовью к своей Родине, ребенок сможет счастливо жить в родной стране.

Предложения:
Примеры мероприятий гражданско-патриотическое воспитание должно проходить регулярно, то есть мероприятие лучше организовывать хотя бы один раз в пару месяцев. В таком случае, дети всегда смогут проявить свою любовь к Родине. Так, например, можно организовать самое элементарное мероприятие – подготовку докладов, посвященных той или иной достопримечательности на территории города или страны. Можно даже рассказать про свой дом, если он построен много лет назад, находится в старом городе и так далее. Также дети могут рассказать про конкретный район города, про его судьбу и историческое значение. Таким образом, дети и оценки за доклад получат, и узнают что-то новое о своем городе. Подобные доклады – эффективные способ патриотического воспитания....

На базе музея школы можно вести кружковую работу, музейные уроки и занятия.

Разумеется, патриотическое воспитание детей не может обойти самый великий праздник – 9 мая, День Победы. В этот день можно организовать массу мероприятий, например, посещение вместе с детьми ветеранов. Можно преподнести каждому из них подарки, (изготовленные на уроках труда), чтобы сделать людям, защищавшим страну, приятно в этот светлый день. Также можно пригласить ветеранов в школу. На уроке они могут рассказать о своем подвиге, о том, как проходили военные будни. Для ребят это способ заглянуть в прошлое, узнать о нем гораздо больше, поговорить с очевидцами тех страшных, но очень важных событий. Также можно почитать стихи, посвященные войне, конкурс военной песни .

А также участие в праздничных митингах, уборках памятника «Чёрный тюльпан».

Программу Казачук О.Я. «Большой мир маленького гражданина» можно предложить для изучения всеми детьми первых классов на следующий учебный год.

Интересный проект у Ли Р.В. о толерантности - « Толерантность - путь к миру».

Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.

Закончить своё выступление я хочу словами академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».