8
«Родительское собрание как инструмент взаимодействия классного руководителя и родителей младших школьников»
(слайд 1)
(выступление на педсовете 29.10.2024 г.)
Подготовила: Чаплыгина С. А.
(слайд 2)
Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.
Именно родители должны стать нашими помощниками,
союзниками участниками единого педагогического процесса,
коллегами в деле воспитания детей.
В.А. Сухомлинский.
(слайд 3) Позволю начать своё выступление со старого школьного афоризма: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями». Увы, каждый классный руководитель не опровергает этой истины, а наоборот, подтверждает.
Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка, желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.
Ребенок - росток человеческий. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.
Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми.
Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы.
По своему опыту знаю, что педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание, которое закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа.
На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы.
(Слайд 4) Классное родительское собрание – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса .
Но какие же ассоциации возникают у большинства родителей при упоминании о предстоящем родительском собрании? Чаще всего:
отметки за четверть,
поведение ребенка на уроках,
очередной сбор средств на ремонт класса
и… час-полтора потраченного времени.
А ведь нередко подобное отношение к этому важному мероприятию формируется по причине того, что учитель при проведении родительского собрания использует однообразные формы и методы взаимодействия с родителями.
Как привлечь родителей в школу и правильно организовать родительское собрание? И учитель, и родители в определенном смысле коллеги, в равной степени они делают одно общее дело, доверенное самой жизнью: обучить, воспитать, вырастить детей достойными людьми.
Именно от того, как педагог продумал родительское собрание, как подготовил – зависит результативность вклада родителей в работу со своими детьми, общение учителя и учащихся, эффективность воспитательной системы класса.
Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений.
Родительское собрание необходимо правильно подготовить и провести. Во взаимодействии с родителями классному руководителю важно хорошо представлять цель встречи и общения. При этом в центре внимания должна быть не сама проблема, а ее решение.
(Слайд 5) Собрания проводятся с определённой переодичностью:
Один раз в месяц
Один раз в четверть
(Слайд 6) По содержанию собрания могут быть:
Текущие - это собрания с традиционной повесткой дня
Тематические - это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса
Итоговые - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время .
(Слайд 7) Формы проведения собрания разнообразные:
Традицией родительского собрания может стать проигрывание проблемных ситуаций класса, школы или же отдельных обучающихся. Родителям предлагается найти оптимальный вариант решения той или иной задачи.
(Слайд 8) Кто может быть участником собрания?
Родители и учащиеся класса
Классный руководитель
Врач
Психолог
Учителя-предметникии другие.
(Слайд 9) Родительское собрание можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап. Организация родительского собрания
2 этап. Подготовка сценария и проведения собрания
Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
анализ учебных достижений учащихся класса;
ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе;
психолого-педагогическое просвещение;
обсуждение организационных вопросов;
личные беседы с родителями…….
3 этап. Осмысление итогов родительского
собрания
(Слайд 10) Как педагогу подготовиться к собранию?
Выбор темы собрания
Определение целей родительского собрания
Изучение классным руководителем собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме
При необходимости на собрание приглашаются гости – представители администрации, педагоги-предметники, психологи, социальные педагоги, инспектор по делам несовершеннолетних, медики-специалисты
Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование)
(Слайд 11)
Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников
Приглашение родителей и других участников собрания
Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания
Продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник
Cодержание для собрания можно почерпнуть из психолого – педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями – предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией.
Cледует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.
(Слайд 12) Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства - иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся).
Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас.
Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).
(Слайд 13-14) Рекомендации психологов.
Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
Отведите на проведение собрания не более 1-1,5 часов;
Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
Перед началом собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей;
Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов);
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться;
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
(Слайд 15) Не стоит:
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
Давать негативную оценку всему классу;
Переоценивать значение отдельных предметов;
Избирать для общения назидательный тон;
Будьте предельно корректны и тактичны.
С каждым годом всё труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из создавшейся ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации. Оказавшись между семьёй и школой, дети вынуждены приспосабливаться и лавировать. Что часто приводит к безнравственности. Следовательно, в современном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьёй и школой. Учителя должны делать всё возможное, чтобы взаимодействие с родителями было эффективным. А эффективным оно только тогда, когда направлено на создание единого воспитательного поля.