Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики
концентрируется в уроке.
Скаткин М.Н.
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века.
Классно-урочная система первоначально разработана и описана Яном Амосом Каменским (1592 - 1670), чешским мыслителем-гуманистом и педагогом, в его книге «Великая дидактика».
Дальнейшее развитие классического учения
Я.А. Каменского об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков
И.Ф. Гербарт (1776-1841) разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребёнка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.
А. Дистервег (1790-1866) разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
В.А. Сластёнин: «Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».
Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ.
1. Урок есть открытие истины.
2. Урок есть часть жизни ребенка.
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Первое требование: знание главного объекта /субъекта своей работы-ученика и использование этого знания при планировании и проведении урока
Второе требование: оказание помощи детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала.
Третье требование: продумывание, формулирование и реализация ценностных оснований содержания учебного материала.
Четвёртое требование: обязательное включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных на уроке знаний в не зазубренной по образцу, а в незнакомой, действительно новой ситуации.
« Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержённого урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни, то есть по применению знания в непривычной ситуации, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил изученное»
Мишель Монтень
Пятое требование: стремление добиваться действенного воспитательного и развивающего влияния личности самого учителя на учащихся.
Ушинский К.Д. писал «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер .»
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития
Применяются новые методы обучения:
по виду передачи и восприятия учебной информации;
по характеру учебно-познавательной деятельности школьников
по усвоению содержания образования;
по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя;
по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия;
по логике изложения и усвоения учебного материала.
Не ставит перед собой цель научить ребёнка и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытаться научить ученика учиться всю жизнь
Главная цель начального образования- обучение чтению, письму, счёту , а критерием успешности -уровень умений и навыков учащихся.
В первую очередь на формирование БУД, обеспечивающих умение учиться.
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К.Д.Ушинский