Текст устного выступления на Педагогическом Совете
«Традиционные и нетрадиционные технологии использования подручного материала в воспитательно-образовательном процессе»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (который ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка) деятельность по художественно-эстетическому развитию выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, и самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Иными словами, эта деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентация своего «Я» социуму.
Поэтому образовательная программа дошкольной образовательной организации должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы (в том числе по художественно-эстетическому направлению) становится условием и средством этого процесса.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и прочее).
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», Художественное творчество», «Музыка».
Реализация образовательной области «художественно-эстетическое развитие» осуществляется через решение задач:
Организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности.
Развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
Использование нетрадиционных, интегрированных форм НОД.
Взаимодействие с родителями по развитию детского творчества.
- Как Вы думаете, какие условия необходимы для эмоционального благополучия?
1. непосредственное общение с ребенком;
2. комфорт;
3. уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
4. доброжелательная атмосфера;
Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа ДОУ строится по следующим направлениям:
- работа с педагогическими кадрами: семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, открытые просмотры НОД, посещение МО по художественно-эстетическому развитию детей и другое.
- работа с детьми: работа в данном направлении ведется в интеграции с музыкальным воспитанием и художественно-речевой деятельности.
- взаимодействие с семьей: вовлечение их в образовательный процесс дошкольного учреждения, дни открытых дверей, организация выставок. Привлечение в участии праздников, театрализованных представлений (изготовление костюмов)
Наша работа по художественно-эстетическому направлению является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей и родителей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и другое.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствие музицируют, пересказывают сказки, показывают мини-спектакли и т.д.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах, продолжают обучение в кружках и студиях.
Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетического направления, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:
- каждая группа детского сада эстетически оформлена, оснащены театральные, игровые уголки, книжные, музыкальные уголки; наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски и многое другое;
- имеется костюмерная с театральным реквизитом;
- аудио и видеоаппаратура в группах и муз. зале.
-в изо-уголке дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки рисунков и поделок используя традиционные и нетрадиционные техники.
Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
- Хочется Вас спросить, так что же такое творчество?
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творчество имеет психологический аспект, что предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Возле Вас в стаканчиках лежат несколько предметов, подумайте и скажите. Что можно с ними сделать?
- Как вы воспользовались этими предметами?
- Что было сложным?
- О чем заставило задуматься это упражнение?
Этим вы проявили креативность в своих действиях!
- Что такое креативность?
Креативность (от лат. creation – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклонятся от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции.
Выявили основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость.
Препятствует проявлению креативности низкий интеллект, повышенная эмоциональность и возбудимость, тревожность.
Развивая творческие способности и креативность, вы сможете:
- Лучше узнать и понять себя;
- Найти новые решения для стандартных проблем;
- Взглянуть на мир по-новому;
- Повысить собственную эффективность и многое другое.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, рисование, лепка, пение, аппликация.
Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Спасибо за внимание!