«Воспитание личности безопасного типа»
ППО учителей ОБЖ в МКОУ «Уксянская СОШ»
В социальной сфере и сфере криминогенных опасностей можно выделить три типа личности:
- Тип жертвы. Личность, подверженная риску стать жертвой опасности в связи с бездействием, недальновидностью, неспособностью предвидеть, избегать опасности и, если надо, действовать.
- Личность безопасного типа. Личность, способная анализировать риски, предвидеть опасности и угрозы, зависящие и независящие от его деятельности, избегать опасности и опасные ситуации и, в случае необходимости, действовать. Действовать рационально и со всей ответственностью и пониманием происходящего.
- Личность агрессорного типа (социально–опасный тип личности) можно охарактеризовать как личность, деятельность которой отчасти является причиной опасной ситуации и носит социально опасный характер, воздействие направлено на других членов социума. Например, хулиганство: в данном случае есть агрессоры – преступники (хулиганы) и жертвы (потерпевшие).
Личность безопасного типа поведения: психологическая и социальная характеристики
Психологическую устойчивость
личности безопасного типа
обусловливает
осознание возможных угроз и опасностей
по отношению к себе.
Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется - предвидением опасностей; - осознанием возможностей уклониться от опасностей; - наличием навыка преодоления опасности.
Личность безопасного типа поведения: психологическая и социальная характеристики
Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития
Изучение правил безопасного поведения как фактор развития личности ребенка. Методика обучения учащихся
Основы теории развивающего обучения были заложены Львом Семеновичем Выготским , советским психологом, при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.
Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой - либо деятельности, заинтересуй его ею, порази его чувства.
Это нужно не только как средство для лучшего запоминания и усвоения, но и как самоцель.
Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика.
Соотношение зон актуального и ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).
… Существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития , т. е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития….
Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.
Зона (уровень) актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.
Теория деятельности
С точки зрения Алексея Николаевича Леонтьева , выдающегося советского психолога, доктора педагогических наук, профессора, деятельность выступает исходным моментом формирования психики.
Именно в процессе специально организованной деятельности в ходе обучения и происходит развитие ребенка.
Мотив деятельности. Самооценка результатов деятельности
Очень важным является вопрос о том, что побуждает человека в обеспечении своей безопасности быть деятельным, т.е. что является причиной, источником активности личности.
Мотив деятельности. Самооценка результатов деятельности
Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от конкретных условий существования.
Пирамида Маслоу
Безопасность – базовая потребность
Абрахам Маслоу , видный американский психолог, основатель гуманистической психологии, считает, что уверенность в собственной безопасности позволяет индивиду испытывать более высокие потребности и импульсы, а также двигаться к зрелости.
Угроза безопасности – означает отступление назад, к более фундаментальному уровню.
Безопасность является базовой потребностью ребенка.
Удовлетворение этой потребности обеспечивает нормальное или ускоренное развитие ребенка.
Чему учить и когда учить (П. Статмен). Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности (модель взаимодействия).
Учите ваших детей правилам личной безопасности только тогда, когда они готовы усвоить и запомнить их.
Не пытайтесь обучать вашего ребенка слишком многим навыкам сразу , чтобы не ошеломить или не смутить его. Учите постепенно, шаг за шагом.
Обучая навыкам личной безопасности младших школьников, вначале определите, усвоили ли они дошкольные навыки.
Чему учить и когда учить (П. Статмен). Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности (модель взаимодействия).
Повторяя и закрепляя специфические навыки безопасности, начните там, где ваш ребенок чувствует себя смущенно или неуверенно.
Периодически повторяйте каждое пройденное правило безопасности.
Внимательно следите за результатом.
Чему учить и когда учить (П. Статмен). Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности (модель взаимодействия).
Постарайтесь предугадать, когда вашему ребенку понадобится узнать или применить какой-либо особый навык.
Начните давать информацию или обучать навыку за несколько недель до того, как он понадобится ребенку, для более прочного усвоения материала.
Каждый ребенок постигает навыки личной безопасности по-своему. Вам придется потратить больше времени на одни навыки и меньше на другие, в зависимости от сильных и слабых сторон вашего ребенка.
Пола Статмен. 5 ступеней обучения навыкам безопасного поведения.
Когда ребенок переходит дорогу сам
Когда незнакомец предлагает конфету
Защита: переводите ребенка через дорогу за руку, пока он слишком мал, чтобы делать это самостоятельно.
Защита: будьте рядом с ребенком во всех ситуациях, когда какой-либо незнакомец может предложить ему конфету.
Подготовка: объясните ребенку, что, прежде чем сойти на проезжую часть, он должен посмотреть в обе стороны улицы и, лишь убедившись, что машин нет или горит зеленый сигнал светофора, быстро перейти улицу, остерегаясь машин , поворачивающих из-за угла.
Подготовка: объясните ребенку, что он должен спросить вашего разрешения, прежде чем взять конфету у незнакомого человека.
Тренировка: пойдите с ребенком на перекресток; спросите его, когда можно переходить улицу, перейдите с ним на другую сторону, обсуждая, чего нужно остерегаться на переходе; повторяйте это упражнение несколько дней или недель в зависимости от успехов ребенка.
Тренировка: разыграйте с ребенком несколько ситуативных сценок, представляясь разного рода незнакомцами, предлагающими ему конфеты; добивайтесь, чтобы ребенок во всех случаях отвечал «нет» и говорил, что должен сначала получить ваше разрешение.
Побуждение: повторяйте ребенку время от времени, что он должен строго следовать усвоенным правилам перехода улицы; спустя определенное время это можно делать все реже и реже.
Побуждение: повторяйте ребенку время от времени, что он должен спросить разрешения взрослых, прежде чем взять конфету у незнакомца. Заметив, что он не следует этому правилу, повторите курс тренировок, пока не убедитесь, что он усвоил это правило и следует ему.
Упреждение: при необходимости перехода улицы с оживленным движением или специфическими сигналами светофора, указателями, объясните ребенку их значение и потренируйтесь в переходе вместе.
Упреждение: если ребенок будет один играть на детской площадке, ходить в школу и магазин, объясните ему, как вести себя при неожиданных контактах с незнакомцами, предлагающими конфету или что-то еще.
Защита, подготовка, тренировка, побуждение, упреждение.
Сравнивая эти два примера, нетрудно убедиться, что пять этапов обучения ребенка безопасному переходу улицы в принципе применимы и для того, чтобы научить его не брать конфеты у незнакомцев. Ход процесса обучения в обоих случаях один и тот же.
Вывод
Обучение детей основам безопасного поведения, сопровождаемое организацией эмоционально окрашенной деятельности каждого учащегося, приводит к пониманию им того факта, что он в самом деле может во многом обеспечить собственную безопасность.
Удовлетворение базовой потребности в безопасности сопровождается интенсивным личным развитием ребенка, формированием в нём личности безопасного типа.