СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном МО учителей химии по теме "Типы уроков в зависимости от их целей: Уроки развивающего контроля".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без контроля не выполняется ни одна работа, что же говорить о знаниях. Типы уроков контролирующего характера помогают поддерживать и постоянно совершенствовать уровень владения той или иной информацией. Обычно для выполнения данной задачи учителя используют коллоквиумы, зачёты, контрольные срезы или смотры знаний. Главная цель урока по контролю полученных знаний умений и навыков – определение уровня владения ими.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном МО учителей химии по теме "Типы уроков в зависимости от их целей: Уроки развивающего контроля".»

Методическое объединение учителей химии













Типы  уроков в зависимости от их целей:

Уроки развивающего контроля.







учитель химии
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №8 с. Ульяновка

Заева О.В.









2017 – 2018

Без контроля не выполняется ни одна работа, что же говорить о знаниях. Типы уроков контролирующего характера помогают поддерживать и постоянно совершенствовать уровень владения той или иной информацией. Обычно для выполнения данной задачи учителя используют коллоквиумы, зачёты, контрольные срезы или смотры знаний. Главная цель урока по контролю полученных знаний умений и навыков – определение уровня владения ими. Если учитель ставит перед собой такую цель, то процесс учебно-познавательной деятельности будет опираться на выполнение заданий различной сложности. Механика данной методики очень проста. Сначала учащиеся получают задания со схожим, не очень высоким уровнем сложности. Те, кто не справляется с ним, автоматически занимают низшую ступень и выбывают из процесса контроля. Такой отсев продолжается до тех пор, пока не останется один человек, решивший задание, которое оказалось непосильным для других, или группа учеников, преодолевших весь путь и справившихся с самым сложным заданием. Всего существует три утверждённых уровня понимания и усвоения знаний:

  • Осознанное восприятие и фиксация знаний в памяти. Другими словами, ученик всё понял, выучил и может воспроизвести.

  • Готовность применять на практике полученные знания только согласно предложенному образцу в аналогичных условиях. Имеется в виду, что учащийся смог понять, запомнить, воспроизвести и применить согласно образцу.

  • Готовность применять знания творчески и нестандартно. Данный уровень является наивысшим и подразумевает, что ученик мастерски овладел знаниями, которые ему предлагались на втором уровне, и может их применять как для идентичных, так и для совсем незнакомых условий.

УРОК _ХИМИИ
ТЕМА_«Основные классы соединений»
КЛАСС _8

ВИД   И   ТИП УРОКА: УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Учебник О.С. Габриелян «Химия. 8 класс.», М., Дрофа, 2010.

 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тексты заданий для проведения контрольной работы; вспомогательные алгоритмы, эталон контрольной работы, алгоритм исправления ошибок школьниками, система заданий для  коррекции ошибок, задания, аналогичные к/р для выборочного выполнения школьниками, дополнительные задания для учащихся, которые без ошибок справились с работой – для проведения урока по анализу к/р. 

 ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Деятельностная цель: Формирование  мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода для контроля уровня усвоения материала по теме «Основные классы соединений». Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Развивающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Формы работы учащихся:

  1. Самостоятельная индивидуальная работа учащихся по выполнению контрольной работы, которая состоит из трёх заданий. Первое задание проверяет знание учащимися основных классов соединений и их названия. Второе – умение составлять формулы гидроксидов и оксидов по степени окисления элементов. Третье -  расчётные задачи. Это позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение, сопоставление объектов по предложенным основаниям работа с информацией, представленной в разных формах и др.).

  2. Самоконтроль  - эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта. Для каждого задания прописаны критерии, по которым будет осуществляться контроль. Таким образом, учащиеся изначально владеют информацией о «стоимости» каждого задания и могут прогнозировать свою оценку за контрольную работу.

  3. Педагогический контроль – эталон находится у педагога.  Способность к самооценке формируется путём согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.



Структура урока .

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. Продолжительность 2-3 минуты.

Применяет приём «До-после», в ходе которого школьники сами формулируют цель урока, создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно- коррекционную деятельность («хочу»), актуализирует требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности  («надо»). Устанавливает тематические рамки и создает основу контрольно-коррекционных действий «могу». Организовывает повторение контролируемых способов действий, сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу.

Принимают участие в диалоге с учителем, задают вопросы.

Регулятивные
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
Познавательные 
умение структурировать знания;
Коммуникативные
умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2

Контроль и самопроверка знаний. Продолжительность 37-42 минуты.

Организует индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы). 
Консультирует учащихся.

Индивидуальная  работа. (Приложение 1). Проверяют свою работу по эталону (Приложение 2.).

Регулятивные
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
Познавательные 
умение структурировать знания;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
структурировать тексты, включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Личностные
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

3

Локализация индивидуальных затруднений. Продолжительность – 6-8 минут.

  • Применяет приём «З-Х-У»

  • умение определять уровень собственных знаний;

  • умение анализировать информацию;

  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями

Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности.
Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ.
Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок.

Определяют цель урока.
Определяют места 
ошибок. 
Указывают способы действий.
Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня.

Познавательные 
действия постановки и решения проблем.
установление  причинно-следственных связей;

4

Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. Продолжительность: 10-12 минут.

Применяет приём «Связующие Алгоритмы», организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения (Приложение 4) .

Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий.
Выбирают способ и средство коррекции.

Регулятивные
постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

5

Реализация построенного проекта. Продолжительность 7-8 минут.

Применяет приём «Мудрые совы» (Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми), организует выполнение учащимися самостоятельной работы.
Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Коррекция учащимися своих ошибок (работа с эталоном) в контрольной работе и применение соответствующих способов действий. Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют самопроверку.

Регулятивные
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные
формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

6

Обобщение затруднений во внешней речи 
Продолжительность – 3-4 минуты

Применяет приём «Хочу спросить». Организует обсуждение типовых затруднений.
Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение.

Задают вопросы, участвуют в выявлении типичных ошибок.
Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение.

Коммуникативные
умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
Продолжительность – 7-10 минут

Применяет приём «Райтинг» (Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приёма в переводе звучит как «правильно») Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.
Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют самопроверку, выставляют себе оценку.
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу (приложение 3.).

Регулятивные
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;

8

Включение в систему знаний и повторения. Продолжительность 5-7 минут

Применяет приём «Мысли во времени», организует применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.

В течение 1 минуты учащиеся записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны со словом «Ошибка».

Регулятивные
Осуществление  констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; 
Коммуникативные
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

9

Рефлексия. 
Продолжительность – 3-5 минут

Применяет приём «Рюкзак». Проговаривает механизм деятельности по контролю.  
Ведёт диалог с учащимися, в ходе которого школьники сами формулируют цель последующей деятельности. Предлагает учащимся:
-зафиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности  и её результатов;
- оценить полученные результаты собственной деятельности;
-при необходимости определить задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора)

Принимают участие в игре, продолжая фразу «Я на уроке…» и передавая по цепочке импровизированный «рюкзак».
Фиксируют  степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности  и её результатов.
Оценивают полученные результаты собственной деятельности.
При необходимости определяют задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора).
Записывают домашнее задание.

Познавательные 
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия
Личностные 
самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения



*Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Её графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.


Приложение 1.
Контрольная работа по теме
«Соединения химических элементов»

1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот, солей и дайте им названия:
1 вариант – H2SO4, Na2O, CuSO4, KOH, SO3, H2S, Mg(OH)2, Al2(SO4)3, FeS, H2O, Fe(OH)3, HCl
2 вариант – Cr(OH)3, HNO3, MgCl2, LiOH, FeSO4, H2SO3, CO2, AgNO3, Na2O, HF, Fe2O3, Ca(OH)2
3 вариант– NaCl, Cu2O, Cu(OH)2, HNO2, Al2S3, H2, N2O5, Al(OH)3, FeO, BaSO4, AgOH, H2CO3.
Критерии  оценки:


Правильно указаны оксиды – 1 б. 
Правильно указаны основания – 1б.
Правильно указаны кислоты - 1б.
Правильно указаны соли - 1б.

Правильно названы все оксиды – 1 б.
Правильно названы все основания – 1 б.
Правильно названы все кислоты – 1 б.
Правильно названы все соли – 1 б.

ИТОГО

8 б.

2. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов в формулах веществ. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулы гидроксидов.
1 вариант CaCO3, Cr(OH)3, H2SO4
2 вариант Mg(OH)2, H2CO3, Na2SO4
3 вариант NaOH, HNO3, Ba(NO3)2. 
Критерии  оценки:


Правильно указаны заряды всех ионов - 1б.
Правильно указаны степени окисления всех элементов – 1б.
Правильно записаны формулы оксидов для гидроксидов – 1 б.
Правильно записаны формулы гидроксидов для соли – 1 б.

ИТОГО          4 б.

3. Решите задачу. Ответ запиши с точностью до сотых.
1 вариант –Сколько граммов сахара и сколько граммов воды надо взять для приготовления 250 г 12% раствора? 
2 вариант – К 100 г 30 %-го раствора  сахара добавили 10 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
3 вариант – К 200 г 10 %-го раствора  сахара добавили 100 г воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Критерии  оценки:


Правильно записано условие задачи - 1б.
Правильно записана формула для нахождения неизвестного  – 1б.
Правильно сделаны вычисления – 1 б.

ИТОГО          3 б.

Критерии оценки за контрольную работу


Количество баллов

15-14

13-11

10-8

7-0

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»



Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы.
Контрольная работа представляется в четырёх вариантах. В каждом задании представлены критерии оценивания. Эти критерии необходимо заранее (перед началом работы) оговорить с учащимися. Ребята должны знать, какую оценку они могут получить и что для этого необходимо выполнить. Проверку контрольной работы можно организовать таким способом, чтобы учащиеся использовали другой цвет ручки. На этом этапе не предполагается  выяснение причин своих ошибок и их исправление. Данный этап завершается фиксацией своих ошибок и выставлением самооценки и сдачей контрольной работы учителю. На этапе  выполнения самостоятельной работы учащиеся выполняют аналогичные задания из другого варианта в контрольной работе.
Данный формат контрольных работ позволяет учителю провести поэлементный анализ качества знаний по предложенной теме с целью дальнейшей коррекции содержания и методов обучения.


Приложение 2. 
Контрольная работа по теме
«Соединения химических элементов»
Эталонный вариант

1Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот, солей и дайте им названия:
1 вариант –


Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Na2O – оксид натрия
SO3 -  оксид серы (VI)
H2O – оксид водорода

KOH – гидроксид калия
Fe(OH)3 – гидроксид железа (III)
Mg(OH)2 – гидроксид магния

H2SO4 - серная
H2S - сероводородная
HCl – соляная (хлороводородная)

CuSO4 – сульфат меди (II)
Al2(SO4)3 - сульфат алюминия 
FeS – сульфид железа (II)

2 вариант –


Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

CO2 – оксид углерода (IV) 
Na2O – оксид натрия
Fe2O3 – оксид железа (III)

Cr(OH)3 -  гидроксид хрома(III)
LiOH – гидроксид лития
Ca(OH)2 – гидроксид кальция

HNO3 -  азотная
H2SO3 - сернистая
HF - фтороводородная

MgCl2 – хлорид магния
FeSO4 – сульфат железа (II)
AgNO3 – нитрат серебра  (I)

3 вариант


Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Cu2O – оксид меди (II)
FeO  - оксид железа (II)
N2O5 – оксид азота (V)

Cu(OH)2  - гидроксид меди (II)
AgOH  -  гидроксид серебра (I)
Al(OH)3 – гидроксид алюминия

 HNO2 -  азотистая
H2CO3 -  угольная
H2SiO3 -  кремневая

NaCl - хлорид натрия
Al2S3 - сульфид алюминия
BaSO4 – сульфат бария

2. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов в формулах веществ. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулы гидроксидов.

1 вариант – заряды ионов:  Ca2+CO32-, Cr3+(OH)3-, H2+SO42-
                               степени окисления: Ca+2C+4O3-2, Cr3+(O-2H+1)3-, H2+1S+6O4-2
                               CaCO3→Ca(OH)2, Cr(OH)3 → Cr2O3, H2SO4→ SO3
                                               H2CO3
2 вариант – заряды ионов:  Na+2SO2-4, Mg2+ (OH) -2, H+2CO2-3
                               степени окисления: Na+12S+6O2-4, Mg2+ (O-2H+1)2, H+2C+4O2-3 
                               Na2SO4→NaOH,   Mg(OH)2 → MgO, H2CO3→ CO2
                                               H2SO4

3 вариант – заряды ионов:  Ba2+ (NO3) -2, Na+OH- , H+NO-3
                               степени окисления: Ba+2 (N+5O2-3) -2, Na+1 O-2H+1, H+1N+5O2-3
                               Ba(NO3) 2→Ba(OH)2,   NaOH→ Na2O, HNO3→ N2O5
                                                   HNO3

3. Решите задачу.
1 вариант – Сколько граммов сахара и сколько граммов воды надо взять для приготовления 250 г 12% раствора?

Дано:                                      Решение:
mр-ра= 250 г                            mр.в.= ω* mр-ра = 0,12*250 = 30 г
ω = 12% = 0,12            mр-ль = mр-ра - mр.в = 250 – 30 = 220 г
 

mр.в.= х г
mр-ль= у г                       Ответ: 30 г, 220 г

2 вариант – К 100 г 30 %-го раствора  сахара добавили 10 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано:                                      Решение:
m1 р-ра= 100 г        m1р.в  = ω1* m1 р-ра = 0,3 * 100 = 30 г
ω1 = 30% = 0,3                     
m р.в .= 10 г          ω2= (m1р.в + m р.в )/  (m1 р-ра + m р.в ) = (30+10)/100+10 = 0,37
                                                
ω2 = x %                        Ответ: 37%

3 вариант – К 200 г 10 %-го раствора  сахара добавили 100 г воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано:                                      Решение:
m1 р-ра= 200 г        m1р.в  = ω1* m1 р-ра = 0,1 * 200 = 20 г
ω1 = 10% = 0,1
m р-ль.= 100 г       ω2= m1р.в /  (m1 р-ра + m р-ль ) = 20/200+100= 0,07

 



ω2 = x %              Ответ: 7%







Приложение 3.
Дополнительные задания 
для учащихся, которые без ошибок справились с контрольной работой.
Вариант 1

  1. Составьте формулы следующих веществ: нитрита магния, бромида кальция,  фосфата стронция, оксида мышьяка (V), фосфата калия, гидроксида свинца (II), оксида кремния (II), бромной кислоты (правильно составлены все формулы - 8 б.).

  2. Заполните таблицу по образцу (правильно составлены все формулы - 9 б.):

 

  1. Смешали 200 г 40 %-го и 100 г 30 %-го растворов азотной кислоты. Определите массовую долю кислоты в полученном растворе (правильно записано условие задачи, правильно записана формула для нахождения неизвестного, правильно сделаны вычисления – 3 б.).

Вариант 2.

  1. Составьте формулы следующих веществ: нитрата кальция, фторида алюминия, карбоната лития, оксида мышьяка (III), сульфита натрия, гидроксида железа (II), оксида меди (II), хлорной кислоты (правильно составлены все формулы - 8 б.).

  2. Заполните таблицу по образцу (правильно составлены все формулы - 9 б.):

 

  1. Смешали два раствора гидроксида натрия: 120 г 5 %-го раствора и 130 г 15 %-го раствора. Рассчитайте массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе (правильно записано условие задачи, правильно записана формула для нахождения неизвестного, правильно сделаны вычисления – 3 б.).



Приложение 4.
Алгоритм исправления ошибок школьниками:


 

Приложение 5.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля.

    1. Определить форму и процедуру проведения контрольной работы.

    2. Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.

    3. В соответствии с принципом минимакса подобрать задания для контрольной работы на применение перечисленных знаний.

    4. Составить контрольную работу.

    5. Подобрать задания для этапа самостоятельной работы с самопроверкой.

    6. Определить критерии оценивания контрольной работы и форму его представления учащимся.

    7. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.

    8. Определить способы организации самопроверки контрольной и самостоятельной работ.

    9. Продумать форму организации этапа мотивации.

    10. Продумать форму организации актуализации знаний.

    11. Продумать организацию работы с алгоритмом исправления и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.

    12. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную работу и пр.)

    13. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.

    14. Продумать форму организации этапа рефлексии.

    15. Сконструировать диалоги для организации коллективной работы на всех этапах урока.

    16. В случае организации  групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.

    17. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора заданий.

    18. Составить технологическую карту урока.

    19. Провести анализ технологической карты. Внести корректировку.













7