Методическое объединение учителей химии
Типы уроков в зависимости от их целей:
Уроки развивающего контроля.
учитель химии
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №8 с. Ульяновка
Заева О.В.
2017 – 2018
Без контроля не выполняется ни одна работа, что же говорить о знаниях. Типы уроков контролирующего характера помогают поддерживать и постоянно совершенствовать уровень владения той или иной информацией. Обычно для выполнения данной задачи учителя используют коллоквиумы, зачёты, контрольные срезы или смотры знаний. Главная цель урока по контролю полученных знаний умений и навыков – определение уровня владения ими. Если учитель ставит перед собой такую цель, то процесс учебно-познавательной деятельности будет опираться на выполнение заданий различной сложности. Механика данной методики очень проста. Сначала учащиеся получают задания со схожим, не очень высоким уровнем сложности. Те, кто не справляется с ним, автоматически занимают низшую ступень и выбывают из процесса контроля. Такой отсев продолжается до тех пор, пока не останется один человек, решивший задание, которое оказалось непосильным для других, или группа учеников, преодолевших весь путь и справившихся с самым сложным заданием. Всего существует три утверждённых уровня понимания и усвоения знаний:
Осознанное восприятие и фиксация знаний в памяти. Другими словами, ученик всё понял, выучил и может воспроизвести.
Готовность применять на практике полученные знания только согласно предложенному образцу в аналогичных условиях. Имеется в виду, что учащийся смог понять, запомнить, воспроизвести и применить согласно образцу.
Готовность применять знания творчески и нестандартно. Данный уровень является наивысшим и подразумевает, что ученик мастерски овладел знаниями, которые ему предлагались на втором уровне, и может их применять как для идентичных, так и для совсем незнакомых условий.
УРОК _ХИМИИ
ТЕМА_«Основные классы соединений»
КЛАСС _8
ВИД И ТИП УРОКА: УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Учебник О.С. Габриелян «Химия. 8 класс.», М., Дрофа, 2010.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тексты заданий для проведения контрольной работы; вспомогательные алгоритмы, эталон контрольной работы, алгоритм исправления ошибок школьниками, система заданий для коррекции ошибок, задания, аналогичные к/р для выборочного выполнения школьниками, дополнительные задания для учащихся, которые без ошибок справились с работой – для проведения урока по анализу к/р.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Деятельностная цель: Формирование мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода для контроля уровня усвоения материала по теме «Основные классы соединений». Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Развивающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Формы работы учащихся:
Самостоятельная индивидуальная работа учащихся по выполнению контрольной работы, которая состоит из трёх заданий. Первое задание проверяет знание учащимися основных классов соединений и их названия. Второе – умение составлять формулы гидроксидов и оксидов по степени окисления элементов. Третье - расчётные задачи. Это позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение, сопоставление объектов по предложенным основаниям работа с информацией, представленной в разных формах и др.).
Самоконтроль - эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта. Для каждого задания прописаны критерии, по которым будет осуществляться контроль. Таким образом, учащиеся изначально владеют информацией о «стоимости» каждого задания и могут прогнозировать свою оценку за контрольную работу.
Педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путём согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.
Структура урока .
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. Продолжительность 2-3 минуты. | Применяет приём «До-после», в ходе которого школьники сами формулируют цель урока, создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно- коррекционную деятельность («хочу»), актуализирует требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»). Устанавливает тематические рамки и создает основу контрольно-коррекционных действий «могу». Организовывает повторение контролируемых способов действий, сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу. | Принимают участие в диалоге с учителем, задают вопросы. | Регулятивные целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Познавательные умение структурировать знания; Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
2 | Контроль и самопроверка знаний. Продолжительность 37-42 минуты. | Организует индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы). Консультирует учащихся. | Индивидуальная работа. (Приложение 1). Проверяют свою работу по эталону (Приложение 2.). | Регулятивные прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Познавательные умение структурировать знания; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурировать тексты, включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Личностные формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
3 | Локализация индивидуальных затруднений. Продолжительность – 6-8 минут. | Применяет приём «З-Х-У» умение определять уровень собственных знаний; умение анализировать информацию; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности. Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ. Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок. | Определяют цель урока. Определяют места ошибок. Указывают способы действий. Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня. | Познавательные действия постановки и решения проблем. установление причинно-следственных связей; |
4 | Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. Продолжительность: 10-12 минут. | Применяет приём «Связующие Алгоритмы», организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения (Приложение 4) . | Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий. Выбирают способ и средство коррекции. | Регулятивные постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале |
5 | Реализация построенного проекта. Продолжительность 7-8 минут. | Применяет приём «Мудрые совы» (Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми), организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений. | Коррекция учащимися своих ошибок (работа с эталоном) в контрольной работе и применение соответствующих способов действий. Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку. | Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
6 | Обобщение затруднений во внешней речи Продолжительность – 3-4 минуты | Применяет приём «Хочу спросить». Организует обсуждение типовых затруднений. Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение. | Задают вопросы, участвуют в выявлении типичных ошибок. Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение. | Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Продолжительность – 7-10 минут | Применяет приём «Райтинг» (Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приёма в переводе звучит как «правильно») Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений. | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку, выставляют себе оценку. Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу (приложение 3.). | Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; |
8 | Включение в систему знаний и повторения. Продолжительность 5-7 минут | Применяет приём «Мысли во времени», организует применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. | В течение 1 минуты учащиеся записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны со словом «Ошибка». | Регулятивные Осуществление констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Коммуникативные задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
9 | Рефлексия. Продолжительность – 3-5 минут | Применяет приём «Рюкзак». Проговаривает механизм деятельности по контролю. Ведёт диалог с учащимися, в ходе которого школьники сами формулируют цель последующей деятельности. Предлагает учащимся: -зафиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и её результатов; - оценить полученные результаты собственной деятельности; -при необходимости определить задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора) | Принимают участие в игре, продолжая фразу «Я на уроке…» и передавая по цепочке импровизированный «рюкзак». Фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и её результатов. Оценивают полученные результаты собственной деятельности. При необходимости определяют задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора). Записывают домашнее задание. | Познавательные рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия Личностные самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения |
*Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Её графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Приложение 1.
Контрольная работа по теме
«Соединения химических элементов»
1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот, солей и дайте им названия:
1 вариант – H2SO4, Na2O, CuSO4, KOH, SO3, H2S, Mg(OH)2, Al2(SO4)3, FeS, H2O, Fe(OH)3, HCl
2 вариант – Cr(OH)3, HNO3, MgCl2, LiOH, FeSO4, H2SO3, CO2, AgNO3, Na2O, HF, Fe2O3, Ca(OH)2
3 вариант– NaCl, Cu2O, Cu(OH)2, HNO2, Al2S3, H2, N2O5, Al(OH)3, FeO, BaSO4, AgOH, H2CO3.
Критерии оценки:
Правильно указаны оксиды – 1 б. Правильно указаны основания – 1б. Правильно указаны кислоты - 1б. Правильно указаны соли - 1б. | Правильно названы все оксиды – 1 б. Правильно названы все основания – 1 б. Правильно названы все кислоты – 1 б. Правильно названы все соли – 1 б. |
ИТОГО | 8 б. |
2. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов в формулах веществ. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулы гидроксидов.
1 вариант – CaCO3, Cr(OH)3, H2SO4
2 вариант – Mg(OH)2, H2CO3, Na2SO4
3 вариант – NaOH, HNO3, Ba(NO3)2.
Критерии оценки:
Правильно указаны заряды всех ионов - 1б. Правильно указаны степени окисления всех элементов – 1б. Правильно записаны формулы оксидов для гидроксидов – 1 б. Правильно записаны формулы гидроксидов для соли – 1 б. |
ИТОГО 4 б. |
3. Решите задачу. Ответ запиши с точностью до сотых.
1 вариант –Сколько граммов сахара и сколько граммов воды надо взять для приготовления 250 г 12% раствора?
2 вариант – К 100 г 30 %-го раствора сахара добавили 10 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
3 вариант – К 200 г 10 %-го раствора сахара добавили 100 г воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Критерии оценки:
Правильно записано условие задачи - 1б. Правильно записана формула для нахождения неизвестного – 1б. Правильно сделаны вычисления – 1 б. |
ИТОГО 3 б. |
Критерии оценки за контрольную работу
Количество баллов | 15-14 | 13-11 | 10-8 | 7-0 |
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы.
Контрольная работа представляется в четырёх вариантах. В каждом задании представлены критерии оценивания. Эти критерии необходимо заранее (перед началом работы) оговорить с учащимися. Ребята должны знать, какую оценку они могут получить и что для этого необходимо выполнить. Проверку контрольной работы можно организовать таким способом, чтобы учащиеся использовали другой цвет ручки. На этом этапе не предполагается выяснение причин своих ошибок и их исправление. Данный этап завершается фиксацией своих ошибок и выставлением самооценки и сдачей контрольной работы учителю. На этапе выполнения самостоятельной работы учащиеся выполняют аналогичные задания из другого варианта в контрольной работе.
Данный формат контрольных работ позволяет учителю провести поэлементный анализ качества знаний по предложенной теме с целью дальнейшей коррекции содержания и методов обучения.
Приложение 2.
Контрольная работа по теме
«Соединения химических элементов»
Эталонный вариант
1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот, солей и дайте им названия:
1 вариант –
Оксиды | Основания | Кислоты | Соли |
Na2O – оксид натрия SO3 - оксид серы (VI) H2O – оксид водорода | KOH – гидроксид калия Fe(OH)3 – гидроксид железа (III) Mg(OH)2 – гидроксид магния | H2SO4 - серная H2S - сероводородная HCl – соляная (хлороводородная) | CuSO4 – сульфат меди (II) Al2(SO4)3 - сульфат алюминия FeS – сульфид железа (II) |
2 вариант –
Оксиды | Основания | Кислоты | Соли |
CO2 – оксид углерода (IV) Na2O – оксид натрия Fe2O3 – оксид железа (III) | Cr(OH)3 - гидроксид хрома(III) LiOH – гидроксид лития Ca(OH)2 – гидроксид кальция | HNO3 - азотная H2SO3 - сернистая HF - фтороводородная | MgCl2 – хлорид магния FeSO4 – сульфат железа (II) AgNO3 – нитрат серебра (I) |
3 вариант–
Оксиды | Основания | Кислоты | Соли |
Cu2O – оксид меди (II) FeO - оксид железа (II) N2O5 – оксид азота (V) | Cu(OH)2 - гидроксид меди (II) AgOH - гидроксид серебра (I) Al(OH)3 – гидроксид алюминия | HNO2 - азотистая H2CO3 - угольная H2SiO3 - кремневая | NaCl - хлорид натрия Al2S3 - сульфид алюминия BaSO4 – сульфат бария |
2. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов в формулах веществ. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулы гидроксидов.
1 вариант – заряды ионов: Ca2+CO32-, Cr3+(OH)3-, H2+SO42-
степени окисления: Ca+2C+4O3-2, Cr3+(O-2H+1)3-, H2+1S+6O4-2
CaCO3→Ca(OH)2, Cr(OH)3 → Cr2O3, H2SO4→ SO3
H2CO3
2 вариант – заряды ионов: Na+2SO2-4, Mg2+ (OH) -2, H+2CO2-3
степени окисления: Na+12S+6O2-4, Mg2+ (O-2H+1)2, H+2C+4O2-3
Na2SO4→NaOH, Mg(OH)2 → MgO, H2CO3→ CO2
H2SO4
3 вариант – заряды ионов: Ba2+ (NO3) -2, Na+OH- , H+NO-3
степени окисления: Ba+2 (N+5O2-3) -2, Na+1 O-2H+1, H+1N+5O2-3
Ba(NO3) 2→Ba(OH)2, NaOH→ Na2O, HNO3→ N2O5
HNO3
3. Решите задачу.
1 вариант – Сколько граммов сахара и сколько граммов воды надо взять для приготовления 250 г 12% раствора?
Дано: Решение:
mр-ра= 250 г
mр.в.= ω* mр-ра = 0,12*250 = 30 г
ω = 12% = 0,12 mр-ль = mр-ра - mр.в = 250 – 30 = 220 г
mр.в.= х г
mр-ль= у г Ответ: 30 г, 220 г
2 вариант – К 100 г 30 %-го раствора сахара добавили 10 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано: Решение:
m1 р-ра= 100 г
m1р.в = ω1* m1 р-ра = 0,3 * 100 = 30 г
ω1 = 30% = 0,3
m р.в .= 10 г ω2= (m1р.в + m р.в )/ (m1 р-ра + m р.в ) = (30+10)/100+10 = 0,37
ω2 = x % Ответ: 37%
3 вариант – К 200 г 10 %-го раствора сахара добавили 100 г воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Дано: Решение:
m1 р-ра= 200 г m1р.в = ω1* m1 р-ра = 0,1 * 200 = 20 г
ω1 = 10% = 0,1
m р-ль.= 100 г ω2= m1р.в / (m1 р-ра + m р-ль ) = 20/200+100= 0,07
ω2 = x % Ответ: 7%
Приложение 3.
Дополнительные задания
для учащихся, которые без ошибок справились с контрольной работой.
Вариант 1
Составьте формулы следующих веществ: нитрита магния, бромида кальция, фосфата стронция, оксида мышьяка (V), фосфата калия, гидроксида свинца (II), оксида кремния (II), бромной кислоты (правильно составлены все формулы - 8 б.).
Заполните таблицу по образцу (правильно составлены все формулы - 9 б.):



Смешали 200 г 40 %-го и 100 г 30 %-го растворов азотной кислоты. Определите массовую долю кислоты в полученном растворе (правильно записано условие задачи, правильно записана формула для нахождения неизвестного, правильно сделаны вычисления – 3 б.).
Вариант 2.
Составьте формулы следующих веществ: нитрата кальция, фторида алюминия, карбоната лития, оксида мышьяка (III), сульфита натрия, гидроксида железа (II), оксида меди (II), хлорной кислоты (правильно составлены все формулы - 8 б.).
Заполните таблицу по образцу (правильно составлены все формулы - 9 б.):



Смешали два раствора гидроксида натрия: 120 г 5 %-го раствора и 130 г 15 %-го раствора. Рассчитайте массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе (правильно записано условие задачи, правильно записана формула для нахождения неизвестного, правильно сделаны вычисления – 3 б.).
Приложение 4.
Алгоритм исправления ошибок школьниками:
Приложение 5.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля.
Определить форму и процедуру проведения контрольной работы.
Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.
В соответствии с принципом минимакса подобрать задания для контрольной работы на применение перечисленных знаний.
Составить контрольную работу.
Подобрать задания для этапа самостоятельной работы с самопроверкой.
Определить критерии оценивания контрольной работы и форму его представления учащимся.
Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.
Определить способы организации самопроверки контрольной и самостоятельной работ.
Продумать форму организации этапа мотивации.
Продумать форму организации актуализации знаний.
Продумать организацию работы с алгоритмом исправления и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.
Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную работу и пр.)
Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
Продумать форму организации этапа рефлексии.
Сконструировать диалоги для организации коллективной работы на всех этапах урока.
В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.
Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора заданий.
Составить технологическую карту урока.
Провести анализ технологической карты. Внести корректировку.
7