СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном МО учителей химии "Подготовка обучающихся 11 класса к ВПР по химии в 2019-2020 учебном году".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включённые в работу задания распределены по четырём блокам: "Теоретические основы химии", "Неорганическая химия", "Органическая химия", "Методы познания в химии".

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном МО учителей химии "Подготовка обучающихся 11 класса к ВПР по химии в 2019-2020 учебном году".»

МО учителей химии






Подготовка обучающихся

11 класса

к ВПР по химии









Подготовила: учитель химии высшей категории

МКОУ СОШ №8 с. Ульяновка

Заева О.В.











2019 – 2020 учебный год

В настоящее время одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Важно помнить и говорить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Они позволяют определить качество и уровень знаний, которые были получены в течение учебного года.

В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных в результате такой оценки данных – от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и всей страны.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это контрольные работы по различным предметам, проводимые для школьников всей страны. ВПР могут проводиться в начале и в конце учебного года.

В 2019/2020 учебном году Всероссийская проверочная работа в 11 классе пройдёт в марте 2020 г.

ВПР предусматривает:

- единое расписание

- единые тексты заданий

- единые критерии оценивания.

В 11 классах ВПР проводятся для обучающихся, не выбравших ЕГЭ по соответствующим предметам. Они дают возможность оценить уровень подготовки обучающихся по этим предметам в конце 11 класса. Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ.


Содержание всероссийской проверочной работы по химии определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

На основании ФК ГОС по химии базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень требований, выносимых на итоговую проверку.

Разработка ВПР по химии осуществлена с учетом следующих общих положений:

− ВПР ориентирована на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы.

В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень); − учебный материал, проверяемый заданиями ВПР, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;

− проверка усвоения основных элементов содержания курса химии (базовый уровень) осуществляется с использованием заданий базового и повышенного уровней сложности.

Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности. Задания также имеют различия по требуемой форме записи ответа, который может быть представлен в виде: последовательности цифр, символов; слова; формулы вещества; уравнения реакции.

В работе содержится 11 заданий базового уровня сложности с кратким и развернутым ответом. Их порядковые номера 1-8, 11, 12, 15.

В работе содержится 4 задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности. Их порядковые номера: 9, 10, 13, 14. Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:

– составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь веществ различных классов, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;

–объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;

– моделировать химический эксперимент на основании его описания. Включенные в работу задания условно распределены по четырем содержательным блокам:

«Теоретические основы химии» (5 заданий);

«Неорганическая химия» (4 задания);

«Органическая химия» (4 задания);

«Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь» (2 задания).

При подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования, предпочитаю использовать следующие пособия:

- ВПР. Химия. 11 класс. 10 вариантов типовых заданий. Дроздов А.А. 

- Всероссийская проверочная работа. Химия. 11 класс. Типовые задания: 10 вариантов. Медведев Ю.Н. ,

так как задания имеют практико-бытовую направленность.

Пример задания 3.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента оснoвный характер оксида в периодах уменьшается, а в группах возрастает. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления основности оксидов следующие элементы: Mg, Al, K, Ca. Запишите символы элементов в нужной последовательности.

Пример задания 15.

Для лечения кожных заболеваний применяют 8%-ный раствор ацетата алюминия. Рассчитайте массы ацетата алюминия и воды, которые необходимы для приготовления 250 г раствора. Запишите подробное решение задачи.

Структура заданий по химии зарекомендовала себя как эффективная, способная адекватно оценить образовательные достижения выпускников, дифференцировать участников с разным уровнем подготовки.

Однако, следует обратить внимание на одну из основных причин, приводящих к снижению образовательных результатов независимой оценки качества образования по химии: недостатке учебного времени на изучение предмета для большинства учащихся.

Как показывает практика, химия в образовательных организациях изучается преимущественно на базовом уровне в объеме 1 или 2 часов в неделю, что не позволяет освоить все элементы содержания в соответствии с кодификатором.   


Этап Изучение нового материала.

На этапе изучения нового материала предлагаю в качестве проблемного вопроса задания из текстов ВПР и позже, уже при закреплении, вновь возвращаюсь к нему. Для поиска способа решения  учебной задачи привлекаю такие формы деятельности: беседа, самостоятельная работа с книгой, групповая работа или работа в парах. На уроках осуществляется химический эксперимент, лабораторный или демонстрационный. Внимание учащихся направляю на признаки и условия химических реакций. При образовании осадка, обращаем внимание на его цвет, консистенцию, при выделении газа – на его окраску, запах, физиологическое действие на организм. 
    Есть уроки-практикумы по решению экспериментальных задач, где школьники получают вещества и доказывают их наличие, распознают вещества и определяют их свойства. Кроме умения решать экспериментальные задачи, у учащихся на уроках химии должны сформироваться умения решать расчетные задачи. Для этого провожу уроки-практикумы по решению расчетных задач. Мы используем алгоритмы, которые позволяют с уровня решения задач по образцу переходить на уровень решения нестандартных, усложненных, требующих творческого подхода к решению, задач. 
    На уроках систематизации и обобщения знаний, а тем более во время контрольной работы учащимся предлагаю задания в тестовой форме. Они позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Во время подготовки к урокам, я учитываю типичные ошибки в ответах на тесты и стараюсь вместе с детьми устранять их причины. Для этого предлагаю задания типа ВПР базового, повышенного и высокого уровня. В ходе проверки обнаруживаются пробелы в знаниях, поэтому по возможности стараюсь их сразу устранять. Анализ проверочной работы предлагаю проводить учащимся в парах. Сначала они проверяют друг у друга (взаимопроверка) ответы по заранее составленным листам ответов, а затем отводится время для того, чтобы учащиеся объяснили причины неправильных ответов. 
    Особенно эффективны тренинги с использованием компьютера, позволяющие ученику работать с посильной для него скоростью и выполнять задания разного уровня сложности.

В целях развития интереса и любви к химии, склонности за­ниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятель­ной работы, считаю, необходимо практиковать в старших клас­сах индивидуальные творческие работы учащихся по химии, которые получили название проектов. Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут темы и от начала до конца самостоятельно изучают их, пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, ма­териалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Результаты самостоятельных творческих работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе.

Повторение, закрепление знаний.

На уроках повторения, закрепления знаний учащиеся  обязательно работают с заданиями из ВПР по определенной теме. Мы анализируем ответы учащихся на ВПР предыдущих лет, обращаем внимание на темы, в которых повторяются ошибки в ответах. Создаю для уроков карточки с заданиями из текстов ВПР прошлых лет по данным темам и предлагаю их для решения.
    Во время изучения нового материала, проверке и закреплении знаний обращаю особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации к заданиям ВПР по химии.

Я постоянно фиксирую в своей тетради, с какими заданиями базового и повышенного уровня ученики не справились, и если из занятия в занятие номера заданий часто повторяются, то фиксирую «западающую» тему и корректирую план групповых занятий, вынося тему на дополнительное занятие. Если ошибка встречается часто только у одного ученика, то в этом случае прошу ученика поработать с теоретическим материалом данной темы, а затем с заданиями карточек, которые составлены по определенной теме на основе материалов ВПР. Такая работа дает позитивные результаты.

Этап пробного написания ВПР

   Для проведения пробного выполнения ВПР я выделяю 2 урока. Обычно это конец февраля – начало марта.

Для ребят создаются все условия (тишина, невозможность общения, работа с текстами ВПР, необходимые источники информации «Периодическая таблица», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжения металлов»). Условия как максимально приближены к реальному ВПР. Тестовые задания обязательно содержат инструкцию для учащихся.
В этот же день ответы проверяются, анализируются, результаты доводятся до сведения обучающихся. На уроках и индивидуальных консультациях осуществляется разбор типичных и индивидуальных ошибок в ответах.

Домашняя подготовка.

   В качестве домашнего задания  предлагаю не только задания из учебника, но и прошу детей самих составлять тесты по изученной теме (в дальнейшем учащиеся обмениваются ими, выполняют задания и анализируют тесты) или составлять условия расчетных задач. Кроме организации творческого домашнего задания по разработке «авторских» текстов для самоконтроля и взаимоконтроля предлагаю ученикам рефлексировать свои затруднения.

Если проанализировать итог моей работы, можно сделать вывод, что способы и методы подготовки к ВПР позволяют подготовить детей к достойному прохождению оценочной процедуры.

Я думаю, успех заключается:

-в отборе форм и методов, способствующих повышению эффективности обучения химии;

-в разработке разноуровневых заданий, конспектов уроков и предметных курсов с включением материалов ВПР базового, повышенного и высокого уровней сложности, требующих включения в работу репродуктивного, частично поискового, исследовательского и эвристического способов познавательной деятельности;

-в использовании тестов, включающих закрытые и открытые задания, которые позволяют выявить (контролировать) и оценить уровень владения школьниками материалом темы.

Только совместная работа всех участников оценочных процедур могут, принесет положительные результаты и Вам, и Вашим выпускникам.

Успехов Вам, уважаемые педагоги!


4