СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном Женском форуме

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном Женском форуме»

1 слайд.

Тема моего выступления «Женщины Вологодчины за развитие и социально-экономическое благоустройство села»

В вашем понимании деревня – это что? (Для Вас какие ассоциации связаны со словом «деревня?) Я с вами согласна. Хорошо.

Наблюдения за развитием и благоустройством сельской местности в России за последние двадцать лет приводят к весьма неутешительным выводам. Сельская местность в нашей стране находится в стадии социально-экономического кризиса. И только некоторым сёлам и деревням все-таки удается выжить и приобрести устойчивость. Деревня Никола и её жители продолжают не просто выживать, но и развиваться. Никола - это деревня тружеников: фермеров, товарищества на вере "Горбунов и К" по разведению крупного рогатого скота, выращиванию картофеля, личных подворий. Рядом с Николой лет 15 назад умирающие деревни Горка, Костьяново вновь ожили, когда сюда вернулись люди, построили дома, ведут хозяйство. Сергей Рычков, журналист череповецкой газеты "Речь", побывав в никольских деревнях, написал: "…я не обнаружил ни одного лодыря — все от мала до велика заняты делом". 2-3 слайды

Социальные факторы, характерные для нашей деревни: относительная стабильная демографическая ситуация, средний уровень благосостояния жителей, небольшое количество малообеспеченных, неполных, небольшое количество многодетных, чаще обеспеченных (тех, у кого 3 ребёнка в семье) и немного социально неблагополучных семей, наличие специализированных центров для организованного досуга населения и занятия подростков во внеурочное время: ФОК, ДК, сельская библиотека, которые пытаются существовать и в настоящее время...

4 слайд

Благодаря развитию фермерских хозяйств деревне Никола все-таки удается выжить и приобрести относительную устойчивость.
В начале 90-х годов фермерское движение быстро развивалось. Фермеры сумели добиться льготного кредитования, благодаря которому часть фермеров сумела приобрести технику и сельхозинвентарь. 5 слайд. Однако вскоре льготное кредитование было прекращено, а проведение аграрной и земельной реформы было возложено на региональные власти. В силу сокращения государственной поддержки далеко не все фермеры смогли сохранить свое хозяйство. Многие продали технику, а землю передали в крупные сельскохозяйственные предприятия. Выжили те, кто смог приспособиться к рыночным условиям. В основном, это были фермеры первой волны, которые сумели приобрести технику и наладить сельхозпроизводство. 6 слайд. В Николе – развивающихся, «твёрдо стоящих на ногах» примерно 17 фермерских хозяйств, а это значит, что часть людей имеют работу и заработок (хотя год 2017 был очень трудный для жителей Николы из-за погодных условий. Мы живём в зоне рискованного земледелия, и поэтому в развитии сельского хозяйства необходима государственная поддержка). В Николе - единственное в области сельскохозяйственное предприятие ООО "Устюженский картофель", где выращивают семена картофеля высокого качества: элита и суперэлита. 7, 8 слайды 10 слайд

Дети фермеров, как правило, после получения образования возвращаются в деревню, помогают родителям выращивать картофель, создают семью, строят добротный дом. За двадцать лет построено более 20 новых домов, 6 домов – в стадии строительства, много домов по-современному отремонтировано. 10,11,12,13 слайды

Но чаще всего в деревне остаётся молодёжь с низким уровнем образования.

Работа для мужчин есть, но тяжёлая; жилья свободного в деревне нет, поэтому переехать к нам в деревню трудно решиться. По моим наблюдениям, у нас юноши из семей, имеющих доход для проживания, но не имеющих средства для строительства дома, долго не создают молодой семьи и живут с родителями, так как новой семье жить негде.

14 слайд

Важна роль для развития и благоустройства сельской территории главы поселения. Мы ощущаем активную работу Парфёновой Т.А на территории и поддержку населению в решении проблем. В тёмное время улицы освещаются, в зимнее время расчищаются дороги местного значения, обустроена детская площадка с горкой, качелями, песочницей; баскетбольная площадка, установлены спортивные снаряды, заасфальтированы дорожки около ФОКа и двухэтажек, ежегодно проводятся работы по благоустройству кладбищ, вывозу мусора - всё это направлено для улучшения жизни никольских жителей. Функционирование Сбербанка, почты в деревнях удалось сохранить Парфёновой Т.А. Благодаря участию администрации МО Никольское, занятию ими первого места в областном конкурсе, удалось на призовые 100 тыс. рублей установить новые контейнеры для мусора.

Хотя проблем у населения много: холодно в квартирах, т.к. необходима модернизация котельной, в летний период своевременное грейдирование дорог, обеспечение сельского населения чистой водой.

Начиная с апреля, население активно занимается уборкой придомовых территорий, скашиванием травы, разведением красивых клумб. 15 слайд

Мужчины трудятся в сельском хозяйстве. В трёх хозяйствах остались коровы, хотя двадцать лет назад в каждом хозяйстве было по корове, а то и по две, радует, что сейчас многие односельчане озабочены правильным и полезным питанием, поэтому начали разводить поросят, кур, гусей, уток.

16 слайд

Никольские женщины увлечены разными видами деятельности, которые не только для души, но и приносят небольшой вклад в семейный бюджет: индивидуальное предпринимательство в сфере торговли, сыроделие, фотография, услуги домашнего парикмахера, организация детских праздников, педикюр и маникюр, макияж, наращивание ресниц. Женщины работают в социальной сфере: в мед. амбулатории, ДК, ФОКе, магазинах, администрации, на почте, а большая часть - в дошкольных группах, школе.

О роли и значении образовательной школы в социуме села.

«Нет школы – нет села»… - это реалии сегодняшнего дня. …

Если в малых деревнях закрываются детские сады, школы, клубы и библиотеки, население лишается всякой культурной, образовательной и социально-педагогической поддержки. Формальная, непродуманная, без учёта местных условий «реструктуризация сети сельских школ» и особенно - «нормативно-подушевое финансирование» часто ведут к тому, что сельская школа закрывается, а поскольку школа - культурный центр села, село умирает (пример д. Расторопово – до 90-х годов огромный животноводческий комплекс по разведению поголовья свиней, в 90-х – упадок и, как следствие, появление безработных, молодёжь уехала и не возвратилась, уменьшение контингента обучающихся в школе, начало 2000-х – оптимизация школы и, как следствие, переезд семей в д. Никол, д. Расторопово, страшно произносить, умирает).

Сельская школа в современных социально-экономических условиях выступает селообразующим фактором, так как жизнь семьи, имеющей детей, напрямую зависит от наличия в социальной инфраструктуре общеобразовательной школы. Наличие школы в селе выступает порой единственным сдерживающим фактором жизнеобеспечения села, стабильности сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства. Школа на селе играет куда большую роль, чем в городе. Сельская школа, какой бы она ни была, - культурный центр, вокруг которого и сосредотачивается общественная жизнь села. 17 слайд

Важным фактором социально-культурной жизни села является организация взаимодействия школы и иных структур: если школа далека от волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. Там же, где школа проявляет не просто интерес, а принимает живое участие в их решении, создаются предпосылки для оказания помощи школе и ее подопечным. Такое взаимодействие со всеми структурами сельского социума дает прекрасное воспитательное пространство, наполняет его особой событийностью (сопроживанием, сопереживанием, общностью интересов, забот) всех участников совместной жизнедеятельности.

Цель работы школы по развитию села: формирование культурно-образовательного пространства, обеспечивающего условия самореализации личности, социальной стабильности на селе; устойчивой системы партнерских отношений с семьей, сельским социумом, обогащение жизни сельского общества.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. Установить связь с организациями социума по вовлечению их в совместную деятельность, по формированию у обучающихся ценностного отношения к сельскому образу жизни. 

2. Воспитывать уважение к сельскому труду, бережного отношения к природе (посадка деревьев, участие в субботниках по благоустройству территории села с привлечением родителей, ведение школьного огорода); 

3. Воспитывать бережное отношение к традициям села. 

4. Развивать навыки, обеспечивающие включение выпускников в общественную жизнь села. 

5. Создать непрерывную, целостную систему воспитания гражданина и труженика села в условиях образовательной школы. 

6. Использовать производственный потенциал социальных партнеров для  формирования у учащихся необходимых   умений и навыков в условиях села.

Перед вами схема такого сотрудничества. 18 слайд



Совместная работа ведётся по разным направлениям.

  1. Взаимодействие с семьёй. 

  2. Декоративно-прикладное творчество. 

  3. Организация досуга. 

  4. Благоустройство. 

  5. Организация профессионального самоопределения школьников. 

  6. Пропаганда ЗОЖ.

В МОУ "Никольская школа" на данный момент всего обучается и воспитывается 128 детей : 45 детей в дошкольных группах, 41 ребёнок в 1-4 кл. и 42 - в 5-9 классах . В перспективе в начальной школе к 2018 году будут обучаться 52 человека, а охват детей дошкольного возраста на данный момент составляет - 100 %, еще 6 лет назад речь шла об очереди в дошкольное учреждение, то сегодня детей-очередников нет (обычно до 1,5 лет родители воспитывают детей дома, таких сейчас - ?.) Администрацией школы и никольской общественностью был поднят вопрос перед районом о необходимости открытия 3-ей дошкольной группы. Этот вопрос нашел положительное решение. В 2013 г. были выделены деньги из местного бюджета на часть мебели, оказана помощь главой Парфёновой Т.А., родителями выполнен ремонт и открыта дошкольная группа.

Одна из самых серьезных бед сельских школ - малокомплектность. Средняя наполняемость классов в сельской школе составляет 8, поэтому учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, занимаются с ними одновременно по нескольким программам. Методисты сколько угодно могут изобретать всевозможные технологии обучения в разновозрастных группах - все равно эффект будет невысоким. Малочисленная школа не обеспечивает и адекватное возрасту развитие учащегося.

Общеизвестны и кадровые проблемы сельских школ, хотя во многом они сходятся с городскими. Идет старение педагогических кадров. Страшно думать, что будет через 3-5 лет!

Школа на селе может и должна развивать само село. Чтобы не потерять уважения своих учеников и родителей, своего социального окружения сельская школа не может больше быть ни профессиональным попрошайкой, ни профессиональным вымогателем у своего ограниченного социума. Чтобы решить эти вопросы, школа должна установить социальное партнёрство со всеми субъектами поселения. Основная идея социального партнерства - каждый делает ту часть общего дела, в которой он наиболее компетентен и имеет для этого средства, при условии, что это общее дело содержит в себе и его личный интерес.

Несколько лет назад родители предлагали школе вести курсы по подготовке детей к обучению в школе. Предложение было доведено до УО, подготовительный класс никто открыть не разрешил. Но просьбу родителей мы выполнили: как только заговорили, что можно получить лицензию на дополнительное образование, то это мы и сделали; и вот уже второй год по заказу родителей мы предоставляем дополнительное платное образование по подготовке детей к школе.

Наиболее продуктивным и тесным в настоящее время является взаимодействие сельской школы с окружающей средой через различные разновозрастные объединения детей и родителей, через различные формы сотрудничества с семьей. Надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом школе помогает семья. У нас прекрасные родители, мы стараемся отметить каждое доброе дело, каждый успех их детей благодарственными письмами, грамотами, дипломами.

Особенно ценно, когда не только школа идет навстречу родителям, но и сами родители проявляют инициативу в организации сотрудничества. Большинство достойных и уважаемых родителей, имеющих разный социальный статус, объединены общей целью - принять достойное участие в воспитании детей.

В школе налажена система работы с родителями. Ежегодно проводится сбор информации и анализ данных о семье. С помощью обучающихся проводится мониторинг мнения родителей по многим вопросам. Совместно с педагогическим коллективом планируются собрания в форме деловой игры, тренингов, консультаций. В рамках проекта разработана система родительского всеобуча: использование в педагогической практике разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня, запланировано активное использование в работе с родителями педагогического потенциала благополучных семей.

Информация для родителей оформлена на специальном стенде, на сайте школы.

Воспитательная система школы тоже опирается на социальных партнеров. В первую очередь это взаимодействие «школа- сельский ДК, ФОК, библиотека». Каждому родителю приятно видеть своего ребенка талантливым, раскрепощенным, счастливым. 19-23 слайды

Школа  по своей сути есть особое социокультурное пространство: в ней ребенок получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Практически все дети от природы талантливы, и школа, как социокультурный центр, призвана не только дать им базовые знания, но и помочь развивать таланты. Ребята невольно вовлекают в свой творческий процесс домочадцев, друзей, знакомых как помощников, зрителей, участников. Традиционные конкурсы, спортивные состязания, праздники и другие интересные дела делают насыщенной не только жизнь школы, но и всего муниципального образования. Возникает процесс сотворчества, благодаря которому и ребята, и взрослые повышают свой культурный уровень, знакомятся с новыми социальными ролями, не только потребителя окружающей информации, но и ее созидателя, аналитика и распространителя. Воспитательное пространство школы строится с учетом социокультурных особенностей села. Из-за определенной удаленности деревни от досуговых центров города Устюжна основной упор в создании условий для организации досуговой деятельности школьников делается на школу, ФОК, ДК, библиотеку и организации п. Сандово: ДЮСШ, школа искусств, ДК.  24,25 слайды

Школа – центр проведения массовых мероприятий. Общешкольные мероприятия являются мероприятиями для всего села. Наиболее интересны мероприятия: день Знаний, последний Звонок, вечер встречи выпускников, день Учителя, мероприятия к 9 Мая, спортивные соревнования, географический диктант, акции и т.д. 26-31 слайды

Систематически в школе проходят собрания, встречи с интересными людьми, где осуществляется взаимодействие школы, общественности, семьи. Совместными усилиями ДК, школы, МО Никольское организуется досуг жителей поселения: проводятся праздники, вечера отдыха, дискотеки.

32 Слайд Встреча с Зубовым Александром Васильевичем

В своей воспитательной работе школа опирается на знание сельских интересов, авторитет местных жителей. На селе еще сохраняются традиции уважения к старшим, физическому труду, взаимопомощь, и школа выступает хранителем русских обычаев и культурных традиций.

Важное место в обновлении содержания воспитания занимает работа по пропаганде здорового образа жизни среди населения, охране здоровья обучающихся. Традиционными стали Дни Здоровья в школе. На территории села функционируют:

баскетбольная площадка;

волейбольная площадка;

сейчас, в зимнее время, благодаря Главе обустраивается каток для массового катания.

Ежегодно в июне на базе школы работает летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Росинка».

32 слайд

Ребята добровольно участвуют в организации и проведении не только школьных мероприятий, но и акций по благоустройству поселения. Руками школьной трудовой бригады ремонтируются заборы в детском саду и школе, оказана помощь детскому саду по ремонту мебели, ежегодно выращиваем для питания в школе овощи. Вместе с педагогами обучающиеся каждый год выходят на традиционные субботники по уборке территории, территории вокруг обелиска. Кусты сирени в Николе около ФОКа, детского сада посажены руками педагогов и обучающихся.

Необходимо развивать социальную сферу и инженерную инфраструктуру сел и деревень, создавать экономические условия для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских населённых пунктов.

Однако для того, чтобы положительные тенденции развились в развитии деревни и сельского хозяйства, необходима продуманная и реальная поддержка науки, общества и власти.

Хочу закончить выступление словами нашего вологодского поэта Рубцова Н.М.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.