Использование цифровых образовательных ресурсов
в дистанционном обучении
(Выступление на районном методическом объединении 10.11.2020г)
Сейчас наш мир охвачен пандемией коронавируса COVID-19. В условиях пандемии перешли временно на дистанционное обучение. Использование цифровых образовательных ресурсов в дистанционном обучении стало необходимым условием организации дистанционного обучения. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения учителя и ученика.
Цифровые ресурсы в образовании (ЦОР) - это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых технологиях, которые развиваются с огромной скоростью. Эксперты всё чаще говорят о переходе школьной программы на электронный формат. Когда эта задумка полностью воплотится в жизнь, изменится не только система образования, но и её смысл и предназначение.
Современная формулировка школьного обучения в корне отличается от старой. Цифровизация образования - именно так называется процесс перехода на электронную систему. Учебные материалы, занятия, журналы и дневники - всё это постепенно уже переходит на онлайн-версии. Ученик может обучаться по Интернету, не выходя из дома. Для этого и существуют электронные ресурсы, на которых он найдёт подробную информацию для занятий. Школы оснащаются компьютерами, планшетами, СМАРТ-панелями и многим другим современным оборудованием, включая 3D принтеры. Например, в нашей школе в этом учебном году созданы 2 кабинета по проекту «Точка Роста». Деятельность учителя полностью изменится. Цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала, поэтому педагог выступает в роли помощника, куратора, к которому придётся обращаться лишь при необходимости. Практика показывает, что использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усиливает наглядность уроков, дает возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету.
ЦОРы необходимы:
1. Для самостоятельной работы учащихся.
2. Допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями.
3. Освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
4. Предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
5. Дает возможность красиво и аккуратно оформить работу.
Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Выделяются основные «+» цифровизации
Приучение к самостоятельности. Ребёнок с детства сам стремится к знаниям и добьётся более высоких результатов.
Отсутствие бумажной волокиты. Школьникам приходится носить сразу несколько учебников и тетрадок. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.
Экономия. Родителям не придётся тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Электронные версии необходимо будет заменять на новые только в случае поломки старой техники.
Упрощение работы педагогов. В цифровой системе работа учителя подразумевает помощь. Педагог задаёт направление, по которому развиваются ученики.
Шаг в будущее. Переход к цифровому образованию - это значимый этап к созданию Интернет-технологий. Но также следует сказать и о недостатках онлайн-образования.
Риск отрицательного результата. Данная система внедряется в нашу жизнь, поэтому мы не можем сказать, каков будет результат.
Отсутствие творчества. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребёнок быстро привыкнет к скучному повествованию, а детское творчество от этого заметно страдает.
Снижение умственной активности можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чём-то, ведь он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения.
Плохая социализация. Ребёнку не хватает общения, нет социализации в обществе.
Возникают проблемы с физическим развитием.
Функция педагогов изменится. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.