СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО на тему "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление 19 .11.2024

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО на тему "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"»

  Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников Выполнила Алимова наталья Валерьевна учитель физической культуры, МКОУ Ивушкинской ООШ

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Выполнила Алимова наталья Валерьевна

учитель физической культуры,

МКОУ Ивушкинской ООШ

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, т.е. формировать мотив.  В настоящее время политика образования Российской Федерации направлена на переход к развивающему обучению, где меняются цель, содержание и методы обучения. И в новой ситуации организации обучения эта проблема стоит на повестке дня

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, т.е. формировать мотив. В настоящее время политика образования Российской Федерации направлена на переход к развивающему обучению, где меняются цель, содержание и методы обучения. И в новой ситуации организации обучения эта проблема стоит на повестке дня

Проблемная ситуация. При анализе состояния проблемы формирования мотивации к урокам физической культуры младших школьников выявилось следующее противоречие: между объективно существующей потребностью учителей активизировать положительную мотивацию младших школьников к урокам физической культуры и отсутствием научно обоснованных методик, способствующих решению этой актуальной для физической культуры проблемой. Исходя из выявленного противоречия, была сформулирована проблема, которая состоит в поиске средств обучения, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста.
  • Проблемная ситуация. При анализе состояния проблемы формирования мотивации к урокам физической культуры младших школьников выявилось следующее противоречие: между объективно существующей потребностью учителей активизировать положительную мотивацию младших школьников к урокам физической культуры и отсутствием научно обоснованных методик, способствующих решению этой актуальной для физической культуры проблемой.
  • Исходя из выявленного противоречия, была сформулирована проблема, которая состоит в поиске средств обучения, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста.
 Актуальность работы состоит в том, что в условиях введения ФГОС второго поколения выдвигаются новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой. В чём отличие новых стандартов отныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
  • Актуальность работы состоит в том, что в условиях введения ФГОС второго поколения выдвигаются новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой. В чём отличие новых стандартов отныне действующих?
  • Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Цель : определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников. Задачи : - Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации. - Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у младших школьников. - Обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.
  • Цель : определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.
  • Задачи :
  • - Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации.
  • - Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у младших школьников.
  • - Обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.
Ожидаемые результаты:  Изучение и анализ научно-методической литературы, определение мотивов, которые вызывают интерес к занятиям физической культурой, выявление наиболее эффективных форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям двигательной активностью- все это должно помочь учителю правильно формировать у учащихся младших классов желание активно заниматься физической культурой не только в рамках урочной деятельности, но также и во внеурочной.  Методы, использованные в работе: - анализ научно-методической литературы, - анкетирование, - педагогическое наблюдение, - мониторинг физической подготовленности (контрольные испытания), - педагогический контроль, - проблемно-поисковый метод, - методы проектов, - методы математико-статистической обработки данных.
  • Ожидаемые результаты:
  • Изучение и анализ научно-методической литературы, определение мотивов, которые вызывают интерес к занятиям физической культурой, выявление наиболее эффективных форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям двигательной активностью- все это должно помочь учителю правильно формировать у учащихся младших классов желание активно заниматься физической культурой не только в рамках урочной деятельности, но также и во внеурочной.
  • Методы, использованные в работе:
  • - анализ научно-методической литературы,
  • - анкетирование,
  • - педагогическое наблюдение,
  • - мониторинг физической подготовленности (контрольные испытания),
  • - педагогический контроль,
  • - проблемно-поисковый метод,
  • - методы проектов,
  • - методы математико-статистической обработки данных.
Мотивация  – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий  поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности (из Википедии).
  • Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности (из Википедии).
Мотивы Конкретные  (желание  выполнять  какое - либо определенное  упражнение,  видом спорта Связанные  с процессом деятельности (удовлетворение  потребности в двиг-ой акти-ти и  удовольствии Связанные с результатом деятельности (удовлетворение Потребностей Личности в  самосовер-нии, самовыр-ии

Мотивы

Конкретные

(желание

выполнять

какое - либо

определенное

упражнение,

видом спорта

Связанные

с процессом

деятельности

(удовлетворение

потребности в

двиг-ой акти-ти и

удовольствии

Связанные с

результатом

деятельности

(удовлетворение

Потребностей

Личности в

самосовер-нии,

самовыр-ии

Формирование положительной мотивации учащихся младших классов осуществляется с помощью следующих методов: Методы обучения Методы Организации  и осуществления  учебно-познавательной деятельности Методы  контроля и  самоконтроля Методы  стимулирования и мотивации учебно- познавательной  деятельности

Формирование положительной мотивации учащихся младших классов осуществляется с помощью следующих методов:

Методы обучения

Методы

Организации

и осуществления

учебно-познавательной

деятельности

Методы

контроля и

самоконтроля

Методы

стимулирования

и мотивации

учебно-

познавательной

деятельности

Анализ работы . Было проведено анкетирование с целью определения мотивации  к занятиям физической культурой  и ведению ЗОЖ  среди учащихся 2-х классов, были выявлены следующие результаты: приложение №3  (анкета) : - Большинство желают увеличить количество уроков физкультуры с 2-3 до 4-5 раз в неделю. - В основном здоровьем своим учащиеся довольны. - Определение понятия «вести  здоровый   образ   жизни» выражают, как отсутствие болезней, занятия спортом, соблюдение режима дня. - А вот, самочувствие на уроках  у многих школьников сопровождается «усталостью»; «напряжением». - На вопрос, «какие общешкольные мероприятия прошлых лет по проблеме здоровья и  здорового   образа   жизни тебе больше запомнились?» основным ответом был школьные «Дни здоровья».
  • Анализ работы . Было проведено анкетирование с целью определения мотивации  к занятиям физической культурой  и ведению ЗОЖ  среди учащихся 2-х классов, были выявлены следующие результаты: приложение №3 (анкета) :
  • - Большинство желают увеличить количество уроков физкультуры с 2-3 до 4-5 раз в неделю.
  • - В основном здоровьем своим учащиеся довольны.
  • - Определение понятия «вести  здоровый   образ   жизни» выражают, как отсутствие болезней, занятия спортом, соблюдение режима дня.
  • - А вот, самочувствие на уроках у многих школьников сопровождается «усталостью»; «напряжением».
  • - На вопрос, «какие общешкольные мероприятия прошлых лет по проблеме здоровья и  здорового   образа   жизни тебе больше запомнились?» основным ответом был школьные «Дни здоровья».
Диаграммы. Эмоциональность учащихся по отношению к урокам физической культуры   В начале работы была проведена методика «весёлый-грустный» для оценки эмоционального отношения к урокам физической культуры, получилось 35% грустных ответов, 65% отметили позитивную настроенность к урокам физической культуры. 35 65 Показатели  в сентябре 20 80 Показатели в мае

Диаграммы. Эмоциональность учащихся по отношению к урокам физической культуры

  • В начале работы была проведена методика «весёлый-грустный» для оценки эмоционального отношения к урокам физической культуры, получилось 35% грустных ответов, 65% отметили позитивную настроенность к урокам физической культуры.

35

65

Показатели

в сентябре

20

80

  • Показатели в мае
С целью повышения эффективности и развития обозначенных мотивов и потребностей у школьников необходимо использовать такие методические подходы : 1. Устранение на уроках физической культуры ненужных пауз. 2. Осуществление постоянного контроля над школьниками на уроке.  3. Максимальное включение в деятельность всех учеников, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений.

С целью повышения эффективности и развития обозначенных мотивов и потребностей у школьников необходимо использовать такие методические подходы :

  • 1. Устранение на уроках физической культуры ненужных пауз.
  • 2. Осуществление постоянного контроля над школьниками на уроке.
  • 3. Максимальное включение в деятельность всех учеников, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений.

Проблема формирования положительных мотивов к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста будет решена, если будут применяться следующие средства:

  • Проблема формирования положительных мотивов к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста будет решена, если будут применяться следующие средства:
  • - задания и их оценка должны быть дифференцированы относительно принадлежности учащихся к определённой медицинской группе и улучшения личностного результата по нормативным требованиям программы под девизом «Победи свой рекорд!»,
  • - использование в обучении ситуации «Успеха»,
  • - воспитание у учащихся потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой,
  • - включение в урочную и внеклассную работу преимущественно игр, упражнений и конкурсов соревновательного характера,
  • - преподавание теоретического материала по физической культуре и здоровому образу жизни с использованием ИКТ (только обоснованно),
  • - проведение для учащихся начальных классов всероссийских спортивно-оздоровительных «Президентские состязания» (автор Ю.В. Вавилов),
  • - вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность,
  • - вовлечение учащиеся для занятий в спортивных секциях,
  • - освещение достижений учащихся в соревнованиях и конкурсах по физической культуре публично.

Заключение

  • В результате проделанной работы повысилось качество обученности учащихся и активизировался познавательный интерес учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом:
  • 1. Соревновательные игры и упражнения вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении и эмоциональной рефлексии.
  • 2. Проектная деятельность и участие в конкурсах по темам «физическая культура и «здоровый образ жизни» способствуют формированию мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, спортом и здоровому образу жизни.
  • 3. Теоретические занятия по физической культуре и «Уроки здоровья» необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своём теле и др.
  • 4. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.
  • Таким образом, удалось определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.
  • Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе применять как традиционные формы и методы работы, так и инновационные (применение ИКТ, проектной деятельности, проведение спортивно- оздоровительных соревнований «Президентские состязания»).
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!