СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО начальных классов на тему: "Введение обновленных ФГОС начального общего образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление на РМО начальных классов позволяет учителям начальной школы ознакомиться с введениями ФГОСов третьего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО начальных классов на тему: "Введение обновленных ФГОС начального общего образования"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 с. Октябрьское

Ипатовского района Ставропольского края







Введение обновленных ФГОС начального общего образования







Подготовила: учитель начальных классов

МКОУ СОШ №3 с.Октябрьское

Попрядухина Ирина Михайловна





22.08.2022 г.

В мае 2021 года Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 (слайд 2) и основного общего образования (ООО) №287. На ознакомление с изменениями в обновленных документах предусмотрен период до 01.09.2022 года, когда вступает в силу действие. (слайд 3)

В Приказе Минпросвещения России №286 от 31.05.2021 г. указано, что ФГОС начального общего образования (НОО) должен обеспечивать:

- государственные гарантии обеспечения получения качественного начального общего образования;

- единство образовательного пространства РФ, единство учебной и воспитательной деятельности, единство обязательных требований к условиям реализации программ НОО и результатам их освоения;

- преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;

- вариативность содержания образовательных программ НОО, в том числе различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

- личностное развитие обучающихся, включая становление их гражданской идентичности;

- физическое воспитание, формирование здорового образа жизни; ⮚ формирование у обучающихся системных знаний о месте РФ в мире, ее исторической роли;

- развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно – технического развития страны и овладение ими в ходе обучения и в повседневной жизни современными технологическими средствами. Также указывается о необходимости формирования у обучающихся культуры пользования информационно – коммуникативными технологиями (ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся;

- освоение обучающимися технологий командной работы;

- возможности получения начального образования на родном языке.

Вариативность дает возможность школе выбирать, как именно формировать программы:

✔ учитель имеет возможность вводить углубленное изучение предмета на уровне НОО, если есть запрос от обучающихся и их родителей;

✔ учитель имеет возможность предлагать ИУП одаренным обучающимся, которые заняты творческой, спортивной или иной деятельностью вне школы. Можно также предлагать ИУП детям отстающим.

✔ учитель обязательно должен учитывать требования к предметным результатам.

С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения. (слайд 4)

ФГОС третьего поколения предполагает:

 1.  Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме

5-дневной учебной недели.

 2.  Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

 3.  Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

 4.  Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Введение ФГОС в отечественную систему образования были обусловлены современными вызовами:

✔ формированием насыщенной информационно – образовательной среды;

✔ переходом к системно – деятельностной образовательной парадигме образования; ✔ созданием новых инструментов развития и оценки образовательного пространства; ✔ интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство и др.

ФГОС, утвержденные в мае 2021 года: (слайд 5)

- приводят стандарты в соответствие с ФЗ – 273 «Об образовании в РФ»;

- обеспечивают вариативность содержания образовательных программ ООО, возможность формирования программ разного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся; (слайд 6)

- устанавливают вариативность сроков реализации программ (в сторону увеличения или сокращения);

- детализируют условия реализации образовательных программ и требования к результатам освоения их обучающимися;

- оптимизируют требования к основной образовательной программе и рабочей программе;

- прописывают требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий.

ФГОС НОО также обеспечивает развитие форм государственно – общественного управления, расширяет возможности для реализации педагогическими работниками права выбора методик обучения и воспитания, методов оценки знаний и форм организации образовательной деятельности обучающихся.

(слайд 7)

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определенных компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ существенно отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют четкие требования по каждой учебной дисциплине.

(слайд 8)

Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: весь учебный процесс будет описан очень подробно. В документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.

(слайд 9)

ФГОС нового поколения, вступающий в силу с 2022 года, подробно прописывает обязательства образовательной организации перед обучающимися и их родителями (представителями), (слайд 10) детализирует требования к образовательным результатам (конкретизирует формулировки), расширяет возможности права выбора педагогами методик обучения и воспитания. (слайд 11)

Указом Президента РФ №745 от 30.12.2021 г. в целях сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических сообществ РФ 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. (слайд 12)

Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. (слайд 13) В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий. (слайд 14)

Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с новым ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу приказа, с согласия их родителей (законных представителей).

(слайд 15, 16) Пояснительные записки к ООП НОО и ООП ООО составляются по единым правилам. (слайд 17, 18)

В новом ФГОС НОО рабочая программа воспитания объединила несколько узких программ этой направленности для систематизации деятельности по достижению личностных результатов образования.

(слайд 19, 20))

Важно отметить, что принятый новый стандарт (ФГОС НОО) не применяется для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

(слайд21)
В новом ФГОС НОО теперь закреплено, что изучение родного языка (литературного чтения на родном языке) и второго иностранного языка можно организовать, если есть условия и по письменному заявлению родителей.

(слайд 22) При изучении предметной области ОРКСЭ выбор одного из учебных модулей осуществляется по заявлению родителей несовершеннолетних обучающихся (законных представителей).

(слайд 23) В обновленном ФГОС НОО уменьшилась верхняя граница аудиторной нагрузки. План внеурочной деятельности, согласно п.32.2. ФГОС НОО, определяет формы организации и объем (до 1320 академ. часов) за четыре года обучения.

(слайд 24) Предложенное в новом ФГОС деление на группы обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к организации образовательного процесса.

(слайд 25) Согласно новому ФГОС НОО образовательная организация должна предоставить обучающимся индивидуальный авторизированный доступ к информационным ресурсам и ОР, информационным технологиям. Доступ должен быть обеспечен как на территории ОО, так и за ее пределами. Применение в образовательной организации ОР и дистанционных технологий закрепляются в ООП и локальных актах ОО.

(слайд 26)

В образовательных организациях, согласно новым ФГОС НОО, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, материально – технические условия должны обеспечивать возможность проведения индивидуальных и групповых занятий по выбранным видам искусств и включать:

- Концертный зал;

- Помещение для репетиций;

-Помещение для содержания, ремонта и обслуживания музыкальных инструментов;

- Аудитории для индивидуальных и групповых занятий (от 2 до 20 человек);

- Хоровые классы;

- Классы с балетными станками (длиной не менее 25 метров) вдоль трех стен, зеркалами 7м 2м на одной стене;

-Специальные аудитории, оборудованные персональными компьютерами, программным обеспечением, II – клавиатурами;

-Аудио – и видеофонды звукозаписывающей и звукопроизводящей аппаратуры;

- Музыкальные инструменты, пульты.

(слайд 27)

Несмотря на то, что в новом ФГОС НОО отсутствует норма (количество раз) повышения квалификации педагогических работников, данное право закреплено в ФЗ «Об образовании в РФ» (о прохождении дополнительного профессионального образования 1 раз в три года). В связи с этим целесообразно оставить в планах повышения квалификации обучение педагогов один раз в три года.

(слайд 28)

Для составления рабочих программ можно воспользоваться примерными программами учебных предметов, представленными на сайте fgosreesr.ru (27 примерных программ для начальной школы) и конструктором рабочих программ на сайте edsoo.ru.

Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим хочется отметить: ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы. (слайд 29)