Пути преодоления неуспеваемости младших школьников на уроках
русского языка
Добрый день! Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии усвоить учебную программу, непрерывно растет.
Под неуспеваемостью понимается отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными программой. Основными причинами выступают: разного рода недостатки в развитии познавательной сферы ребенка; недостатки в обучении; совокупность причин.
Неуспеваемость младших школьников рассматривается как несоответствие их подготовки тем обязательным требованиям ФГОС начального общего образования, которые предъявляются к уровню освоения знаний, умений, навыков и приобретению опыта творческой деятельности выпускника начальной школы. Для того чтобы добиться эффективности в работе по преодолению слабой успеваемости учащихся, необходимо, прежде всего, определить причины, вызывающие ее.
Слайд 2
Причины школьной неуспеваемости
Степени (виды) неуспеваемости | Причины возникновения |
Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время) | – неподготовленность; – неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства); – нерадивость, лень; – недостаточный уровень общего развития |
Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1–3 наиболее сложным предметам) | – недостатки преподавания; – недоработки в предыдущих классах; –отсутствие интереса к учебе, сознательности |
Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету) | – недочеты преподавания; – неаккуратное посещение школы |
Данные учащиеся требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. При отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал
Оказанная помощь слабоуспевающим ученикам на уроках русского языка должна быть дифференцированной и индивидуально направленной. Таким учащимся подбираю задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, оказывающие им помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.
Слайд 3
1)Задания с наличием образца выполнения.
Например, поставить слова во множественное число.
Образец: час - часы
Сосна, стол, ромашка, астра
Слайд 4
2) Использование специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля.
ПАДЕЖИ
| ПАДЕЖИ | Вспомогательное слово | Падежные вопросы | Предлоги |
Начальная форма | Именительный падеж | есть | кто? что? | |
К О С В Е Н Н Ы Е | Родительный падеж | нет | кого? чего? | у, с, без, до, от, из, из-под, возле, подле, для, около |
Дательный падеж | дам | кому? чему? | к, по |
Винительный падеж | вижу | кого? что? | в, на, за, под, перед, про, сквозь, через |
Творительный падеж | горжусь | кем? чем? | с, за, над, под, перед, между |
Предложный падеж | говорю о | о ком? о чём? | о, об, на, в, при |
Слайд 5
3) задания с выбором ответов
На лесной опушке встретились ёж и лиса:
- Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь!
Сколько раз в этом диалоге встречается звук [ш]?
1) шесть 2) два 3) три 4) четыре 5) пять 6) правильного ответа нет
Слайд 6
4) творческие задания:
а) ребусы
слайд 7
б) кроссворды
При работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие психологические правила:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Таким образом, при организации учебного процесса со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка в начальной школе следует учитывать следующие рекомендации: учебная деятельность на уроках должна быть богатой по содержанию; необходимо применять разнообразные виды работ на уроках и дома, использовать нестандартные задания, развивающие игры, стимулирующие мыслительную деятельность детей; требовать от школьников интеллектуального напряжения при условии доступности изучаемого языкового материала; формировать положительную самооценку, чтобы учащиеся поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Следует отметить, что знание и предотвращение наиболее актуальных причин неуспеваемости учащихся позволит сделать процесс обучения школьников более эффективным, а для продуктивного обучения ученика необходимы следующие условия: отсутствие у ребёнка существенных недостатков умственного развития; мастерство учителя; достаточный культурный уровень семьи; материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека.