СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО учителей истории по теме: " Актуальные проблемы формирования гражданско-патриотических компетенций на урокахистории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема доклада и работа,проводимая на уроках истории на сегодняшний день актуальна,т.к.считаю важным,чтобы школьники усвоили: их личное,семейное благополучие, достижение жизненных целей взаимосвязаны с готовностью служению своему Отечеству,обществу и государству, в котором они живут.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО учителей истории по теме: " Актуальные проблемы формирования гражданско-патриотических компетенций на урокахистории"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнедонского района

Шумилинская средняя общеобразовательная школа












Актуальные проблемы формирования

гражданско-патриотических компетенций

на уроках истории











Учитель Любимова Светлана Николаевна


















2023г.



Тема моего доклада : «Актуальные проблемы формирования

гражданско-патриотических компетенций на уроках истории»

СЛАЙД 1(тема)

Своё выступление начну со слов В.В.Путина: «Национальная идея России заключается в патриотизме, выраженном в служении развитию страны. Быть патриотом - суть природы и характер российского народа»- такое мнение выразил президент РФ Владимир Путин, отметив, что других вариантов национальной идеи быть не может.

СЛАЙД 2 (слова Путина)

Основными целями исторического образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

СЛАЙД 3 (ФГОС)

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания говорится о том, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире

СЛАЙД 4 (концепция)

В толковом словаре Ожегова встречаем понятие

Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.  Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

СЛАЙД 5 (словарь Ожегова)

В соответствии с этим мы можем определить цель патриотического воспитания школы: создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями.

Слайд 6 ( цель школы)

Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны. Отдельные приемы, направленные на формирование патриотизма на уроках истории и во внеурочное время, хочу представить вашему вниманию.

В формировании гражданско-патриотических компетенций уроки истории играют большую роль.

На уроках знакомимся со знаковыми личностями истории государства- борцами, созидателями, героями, на примерах которых воспитываются идеалы служения Отечеству.

СЛАЙД 7 (фото героев)

Работа с историческими источниками также способствует формированию гражданско-патриотических компетенций

С идеей патриотизма учащиеся знакомятся на первых уроках

отечественной истории: « Восточные славяне в древности».

Предлагаю шестиклассникам документ(из греческой летописи) следующего содержания:« они сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, и всегда пешие, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению совей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, но бросаясь прямо в середину врагов.

После ознакомления задаю вопрос:

- О чем повествует данный фрагмент?

- Какими качествами обладали восточные славяне?

-Что мы можем сказать о наших предках?

Делаем вывод: эти строки вызывают чувство уважения и гордости за наших предков.

СЛАЙД8(6кл)

8 класс. История России. Тема: Отечественная война 1812 года

Предлагаю учащимся проанализировать слова Наполеона: «Самая грозная армия не может успешно вести войну против целого народа, решившегося победить или умереть. Мы имели дело

уже не с жителями Литвы, равнодушными зрителями великих событий, совершающихся вокруг них. Всё население, составленное из природных русских, при нашем приближении оставляло свои жилища. На нашем пути мы встречали только покинутые или выжженные селения. Бежавшие жители образовывали шайки, которые действовали против наших фуражиров, захватывали всех

мародеров и отставших"

Работая с этим документом обучающиеся обсуждают смысл слов Наполеона и приходят к выводу о том ,что его шокировало и восхитило поведение русского народа

СЛАЙД 9(8кл)

Урок «Смута в Российском государстве» в 7 классе посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале 17 века. Работа проходит с историческим документом-речью Кузьмы Минина «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей.Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение.Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».

Учащиеся находят и выделяют патриотические идеи в данной речи.

Школьники приходят к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества.

СЛАЙД 10(7кл)

Кроме письменных исторических источников использую на уроках вещественные ( из музея),этнографические(одежда,обряды, церемонии), иллюстративные источники.

Одним из видов деятельности по формированию гражданско-патриотических компетенций является просмотр видеофильмов. После просмотра идёт обсуждение просмотренного. Часто практикую просмотр таких фильмов как: « Бородино»(8 кл.); « Крымская война.Оборона Севастополя»(8 кл); «Битва за Москву»(10 кл); « Иван Грозный»(7кл.) и др.

СЛАЙД11(проблемные вопросы)

Использование проблемных вопросов на уроках даёт широкое поле для мыслительной деятельности учащихся, в ходе которой происходит формирование у детей гражданско-патриотических ценностей .Например: « Как вы считаете , зависит ли судьба России от того, какой путь развития мы выберем ?»;Иван Грозный-злодей или мудрец?;Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения?;

Некоторые считают основной причиной поражения Наполеона русскую зиму. Так ли это?;Портсмутский договор –это национальный позор России или успех русской дипломатии?;Чем объяснялась популярность Кутузова в народе?

СЛАЙД 12(мыслительная деятельность)

На уроках истории стараюсь побудить подрастающее поколение мыслить (мыслительная деятельность), вызвать желание оценивать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 9 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, знакомимся с личностями героев, их социальным положением.

Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу , лишиться всего ради благополучия народа .

Отмечаем то, что восстание было организовано группой дворян -единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью было упразднение самодержавия, отмена крепостного права и изменение политических порядков.

Изучив данную тему и оценив поступки героев , учащиеся приходят к выводу ,что это яркий пример подвига настоящих патриотов России.


СЛАЙД 13(ИГРА)

Игра-это вид деятельности, которая побуждает к мыслительным операциям, поэтому на уроках применяю игровую форму деятельности. На слайде представлена квест- игра « Сталинградская битва»(11 кл ) и интеллектуальная игра «Время выбрало нас»(11 кл), посвященная выводу советских войск из Афганистана.

СЛАЙД 14(онлайн-экскурсии)


С целью углубления знаний ,полученных на уроках истории использую онлайн-экскурсии, которые дают возможность детям в интересной и познавательной форме получить необходимую информацию, расширяя при этом знания по той или иной теме урока и навыки поиска необходимой информации.

На слайде представлена онлайн-экскурсия « История одного полуострова»(о Крыме). Учащиеся при помощи телефона сканировали QR-коды, а затем смотрели видеоролики о достопримечательностях Крыма: «Ласточкино гнездо», «Золотые ворота», «Севастопольская набережная», «Херсонес Таврический», «Неаполь Скифский», «Генуэзская крепость», «Воронцовский дворец», «Водопад Джур-Джур», «Гора Аю-Даг»

Онлайн-экскурсия «История в деталях»(27 января),приуроченная ко дню освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Освенцима. Учащиеся узнали о героях Красной армии, освободивших пленников Освенцима, а также простых людей, которые тайно спасали узников лагеря и их краткие биографии с описанием подвига.

СЛАЙД 15(интегрированные уроки)


В своей практике применяю интегрированные уроки. 16 марта в 8 классе был проведён урок истории совместно с учителем ИЗО, посвящённый воссоединению Крыма с Россией. Учащиеся приняли участие в историческом часе, на котором вспомнили историю Крыма с древнейших времён до наших дней, затем поучаствовали в мастер-классе « Севастопольская художественная роспись»


В 9,10 и 11 классах 15 февраля совместно с учителем музыки был проведен урок памяти « Великий подвиг великого народа» ,посвящённый событиям Великой Отечественной войны. Ребята читали стихи, посвященные защитникам Родины и выдержки из документальной хроники времён Великой Отечественной войны. Посмотрели уникальные кадры фронтовой кинолетописи «Штурм Ростова - на- Дону» , снятой в 1943 году. Почтили память всех жертв Великой Отечественной войны минутой молчания .Затем приняли участие в интеллектуальной игре « И песня ходит на войну», в которой познакомились с песнями времён Великой Отечественной.



Внеурочная деятельность –это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе. Рассматривать отдельно формирование гражданско-патриотических компетенций только на уроках истории без внеурочной работы было бы неверно .Поэтому работа в данном направлении ведётся параллельно.Формы работы внеурочной деятельности разнообразны. Самыми распространенными являются: уроки мужества, викторины, конкурсы, экскурсии, исследовательская и проектная деятельность учащихся. Ежегодно в школе проводится месячник оборонно-массовой и патриотической работы.

СЛАЙД 16(месячник оборонно-массовой работы)

В этом году он прошёл с 25 января по 24.февраля и был приурочен к памятным датам:80-летие со дня полного снятия блокады Ленинграда;80-летие Сталинградской битвы;80-летие освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. В мероприятиях приняли участие обучающиеся 1-11 классов, классные руководители и педагоги школы. Проведённые мероприятия способствовали формированию личностных качеств учащихся. Таких как: гражданственность ,патриотизм, ответственность за судьбу своего Отечества, историческая память.

Изучение истории Отечества всегда начинается с изучения истории своей малой родины. С этой целью проводятся встречи обучающихся с известными людьми нашей станицы, которые при встрече рассказывают об истории станицы, становлении казачества, о своем творчестве.

СЛАЙД 17(встречи )

Знакомимся с судьбами героев станицы и вместе с детьми оформляем

стенды.

СЛАЙД 18(стенды)

Очень тесное сотрудничество со школьным музеем. При его посещении обучающиеся знакомятся с историей военных действий на территории нашего района, земляками-участниками Вов, рассматривают экспонаты, проводим казачьи посиделки и многие другие мероприятия.

СЛАЙД19(музей)

Т.К. наша школа имеет статус казачьей, то уже традицией стало проведение таких праздников как: посвящение в казачата, знакомство с казачьими традициями, участие в конкурсах и мастер-классах.

Именно через участие детей в подобного рода мероприятиях происходит формирование гражданско-патриотических компетенций.

СЛАЙД 20(казачье направление)

В 2023 году исполняется 270 лет со дня рождения легендарного атамана, Матвея Платова. Учащиеся школы приняли участие в краеведческих чтениях «Легенда Дона – атаман Платов», в которых дети смогли выяснить роль казаков атамана Платова в военной кампании 1812 года и основные качества характера донских казаков: храбрость, взаимовыручка, ответственность, выносливость, патриотизм.

СЛАЙД 21(краеведческие чтения)


Работа по формированию данных компетенций на сегодняшний день остается в приоритете, эта работа актуальна как никогда, она объединяет ученический, педагогический коллектив, а также общественность и родителей учащихся школы. Примером такого взаимодействия может служить участие педагогов, учащихся и родителей во Всероссийской акции « Добрые письма», « Талисман добра»

СЛАЙДЫ 22; 23(видео);24)

Немаловажную роль в формировании гражданско-патриотических компетенций имеет участие в конкурсах исследовательских работ различного уровня. Ежегодно мы принимаем участие в таких конкурсах как: « Отечество», « Малая академия юных исследователей», « Региональная история Великой Отечественной войны», « Славься, казачество!»

В этом году учащаяся 9 класса Воронова Ирина стала победительницей заочного и участницей очного регионального этапа Всероссийского конкурса « Отечество», а Евсеева Александра-ученица 6 класса –победителем Всероссийского конкурса « Славься, казачество!»

СЛАЙД(25(конкурсы)

СЛАЙД26












































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!