СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО учителей начальных классов о метапредметной олимпиаде младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы  учителей МБОУ "Ключевская сош" по организации и проведению метапредметной  олимпиады младших школьников "Умник".

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО учителей начальных классов о метапредметной олимпиаде младших школьников»

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА И ФОРМИРОВАНИ Е ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Одним из таких параметров в настоящее время становится функциональная грамотность.

Современный человек должен быть функционально грамотным.

Что это такое? Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Сегодня функциональная грамотность – один из показателей качества образования. Ученик должен самостоятельно действовать, принимать решения, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Содержание функциональной грамотности составляют метапредметные универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Чем раньше школа начнет формирование функциональной грамотности учащихся, тем весомее будет результат. Поэтому очень важно начинать формирование функциональной грамотности с начальной школы. Формированию функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста способствует проведение различных образовательных мероприятий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

С 2018 года по инициативе ШМО учителей начальных классов на базе МБОУ «Ключевская сош» проводится районная метапредметная олимпиада «Умник» для учащихся 2-4 классов. Метапредметная олимпиада по учебным предметам проводится с целью комплексного решения следующих задач:

- овладение всеми видами функциональной грамотности

- пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к учебным предметам;

- расширение и углубление знаний по предметам учебного плана, развитие познавательных способностей;

- развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать;

- развитие умения работы с текстом;

- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

- активизация внеклассной работы.



Все материалы (Положение олимпиады, инструкция для учащихся, КИМы, система оценивания) были разработаны и подготовлены к использованию рабочей группой, куда вошли учителя и начальной, и средней школы.

Сама работа состоит из 2 частей.

1 часть – это текст и 11 вопросов к нему. Вопросы из различных областей знаний: русский язык, литература, математика, окружающий мир.

2 часть – это три задания повышенной сложности, не связанные с текстом, проверяющие общий кругозор учащегося. Рабочая группа испытывала трудности при подборе текстов для каждого класса, особенно для 2. Методическую помощь оказали специалисты методического отдела Заиграевского РУО.

В 2018 году в олимпиаде «Умник» приняли участие 80 учащихся 2-4 классов большинства школ Заиграевского района. Были подведены итоги, объявлены и награждены победители и призеры, которые определялись согласно рейтинговым листам по каждому классу. Жюри формировалось из учителей начальных классов всех школ района. Пока жюри работало, все участники олимпиады были заняты в мастерских по интересам: «Русские шашки», «Квилинг», «Я –экспериментатор», « Я люблю петь», где каждый мог попробовать себя в различных видах творческой деятельности.

После проведения Олимпиады «Умник» провели районный методический семинар, в ходе которого проанализировали сильные и слабые стороны мероприятия, его необходимость и нужность. Пришли к единогласному решению, сделать Олимпиаду традиционной и проводить в третью пятницу ноября каждого года.

Анализ проведенного мероприятия выявил следующее:

  1. Тексты, предложенные для анализа и работы, оказались достаточно сложными, особенно для учащихся 4 класса, учащиеся не умеют работать с текстом, не могут находить нужную информацию, не дают пояснений, как этого требует задание

  2. Учащиеся плохо справляются с задачами на логику, не умеют переводить одни метрические величины в другие, слабо работают с несплошными текстами(таблицы, диаграммы и т.д.)

  3. Необходимость введения в задания краеведческого материала.


В 2019 году при подготовке КИМов Олимпиады были использованы тексты и частично задания проекта РЦОИ «Путешествие Ирбиса по Бурятии». За месяц до проведения Олимпиады всем участникам было рекомендовано ознакомиться с текстами и заданиями проекта на сайте РЦОИ. КИМы же формировались за две недели до начала мероприятия, при отборе материалов делали упор на экологию, краеведческие задания, задания, требующие применения логики и проявления креативного мышления, умения работать с таблицами и диаграммами. ( Все материалы в Приложении).

В ноябре 2019 года количество участников увеличилось до 120, в олимпиаде приняли участие уже абсолютно все школы района.

Метапредметная олимпиада «Умник» для младших школьников позволяет проверить сформированность таких базовых компетенций как читательская грамотность, т.е умение читать, используя различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, работать с текстом, размышлять над содержанием, находить нужную информацию, интерпретировать ее, свободно и легко излагать свои мысли на бумаге; математическую грамотность и т.д.

Новая коронавирусная инфекция внесла свои коррективы в образовательную деятельность, пришлось изменить формат проведения Олимпиады, в ноябре 2021 года она прошла в заочном режиме. Были некоторые трудности при проверке работ (плохое качество сканов), а участников стало еще больше.

В 2022 году Олимпиада пройдет 09 декабря в очном формате на базе нашей школы. Ждем заявок.

Время показало, что данная олимпиада нужна и детям, и взрослым (учителям и родителям), т.к. позволяет, используя нестандартные формы и приемы, формировать функциональную грамотность младших школьников.