СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО учителей начальных классов .Статья: "Эффективные методы и средства работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в начальной школе" (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал статьи будет полезен учителям начальных классов и учителям -пердметникамм.В статья рассказывается о эффективных меодах и средствах работы с детьми с ОВЗ с НОДА.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО учителей начальных классов .Статья: "Эффективные методы и средства работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в начальной школе" (из опыта работы).»

Эффективные методы и средства работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в начальной школе (из опыта работы)


Если посмотреть на перечень тем, которые в последние годы выносятся на обсуждение на различных площадках, где проходят дискуссии по вопросам образования и воспитания, то можно уверенно сказать, что темы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Далее – ОВЗ) встречаются очень часто. Это связано с тем, что в последнее время в России количество появления на свет детей с ОВЗ неуклонно растет. Большую часть детей с ОВЗ составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Далее – НОДА)

С 2014г на протяжении 4 лет я имела возможность работать с семьёй, в которой воспитывается мальчик с ОВЗ с НОДА. Роман является обучающимся коррекционной школы –интернат №13 г. Уфы для детей с НОДА.

Для таких детей характерны, как правило, сложные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Рома имеет нарушение опорно –двигательного аппарата ,но интеллект у мальчика сохранён. Поэтому обучение проходило ни по каким -то особенным учебникам, а по УМК Планета Знаний. Материал за 4 года полностью мальчиком усвоен.

Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико- аналитическую работу с родителями.

Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель моего первого визита была–познакомиться с мальчиком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре с ним , с родителями я узнала много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности.

Работа с семьей, да ещё если в ней есть ребёнок с ОВЗ– это кропотливый труд. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.


Работа с родителями строилась по следующим принципам:

1. Доброжелательный стиль общения

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность.

Необходимо быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Интеллект у ученика был сохранен, поэтому интеллектуальных трудностей мальчик практически не испытывал. Но были другие трудности, которые мы старались преодолеть благодаря родителям и учителем. Ниже я приведу некоторые рекомендации при работе с такими детьми.

Трудности при овладении письмом у детей с двигательными нарушениями связаны прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Поэтому Рома писал очень медленно, буквы как бы прыгают по строке, они были различны по величине, при письме Рома с трудом соблюдал строки. Каждый урок приходилось начинать с пальчиковой гимнастики.

«Особенности» развития детей с НОДА негативно влияют на темп усвоения ими учебного материала, что заставляет учителя тщательно продумывать каждый этап урока, подходить к этому индивидуально, учитывая уровень подготовленности ученика и его психологические особенности.

Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи.
           В устных ответах ребёнок старался выражать свою мысль экономно, сжато. Случалось и такое, что ему было трудно сразу ответить на заданный вопрос, требовалось какое-то время для подготовки к ответу.

Конечно же вопросы учителя ,во время беседы, должны быть краткими, ясными, понятными; в одном вопросе не следует задавать два, три вопроса вопросы должны быть сформулированы так, чтобы подвести ребенка на ответы в форме рассказа, рассуждений.

       Необходимо на всех уроках активно применять разнообразный наглядный материал. Этот метод можно применять на любом этапе обучения, как при изучении нового материала, так и при его закреплении.   Поэтому использование наглядных средств обучения (картины, таблицы, схемы, графики,  карты, мультимедийные презентации) применяла ежеурочно.

Ученик с удовольствием работал на компьютере, с помощью которого ему гораздо проще было выполнить то или иное упражнение, чем это делать с помощью ручки, карандаша и линейки.

Нужно помнить о том, что у учащихся с НОДА повышенная чувствительность к внешним раздражителям. Любой окрик, недоброжелательный взгляд и интонация голоса могут разрушить эмоциональное равновесие ребенка, и тогда он может либо разрыдаться, либо «уйти в себя». Способность активно участвовать на уроке будет надолго утеряна. Поэтому для создания благоприятного эмоционального климата на уроках, необходимо быть ближе к ребенку в буквальном смысле:

-держать его за руку, гладить по головке;

-ободрить взглядом;

-чаще улыбаться;

- использовать ласковые, нежные интонации;

-говорить не слишком громко и быстро, четко проговаривая каждое слово;

-внимательно и терпеливо относиться к высказываниям ученика, пусть даже порой не относящимся к основной теме урока.

Способность к творчеству присуща каждому ребёнку. Важно вовремя увидеть эти способности в нём, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Такими способностями, как художественное чтение в стихотворной форме обладает и мой ученик. Ежегодно он принимал участие в таких известных конкурсах как «Ломаем барьеры», «Созвездие талантов». Такие конкурсы организовывают для детей с ОВЗ. Занимал достойные призовые места. (на фотографиях)

Опираясь на свой личный опыт работы с детьми с НОДА, и опыт коллег, я с уверенностью могу сказать, что эти дети способны осваивать учебный материал (при сохранённом интеллекте). Главное, правильно организовать взаимодействия учителя и учащегося, создать эффективное «рабочее» пространство, направленное на решение образовательных и воспитательных задач. Важно учитывать не только то, что ребенок знает и умеет в настоящий момент, но и то, что он может освоить, то есть определить на ближайшее время перспективу развития его познавательных возможностей. Это создаст благоприятные условия для успешной адаптации и социализации учащихся с НОДА, подготовит их к равноценному участию во всех сферах жизнедеятельности.