СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на родительском собрании "Что помогает и что вредит личности?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Что помогает и что вредит личности" - выступление на родительском собрании.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании "Что помогает и что вредит личности?"»

Что помогает и что вредит развитию личности

Успешное овладение в школе разнообразным кругом знаний создаёт у маленького школьника хорошее эмоциональное самочувствие. В эти годы возникают достаточно выраженные связи с товарищами по классу. И если дома, в семье хороший психологический климат, то это и пора близких, откровенных отношений с родителями.

Важно, чтобы развитие ребёнка происходило без психологических травм. Такие травмы могут быть вызваны испугом, переживанием обиды, несправедливости, боязнью неудачи в учебных занятиях или насмешками и недоброжелательством сверстников. Подобные травмы вызывают у детей состояние тревожности и сказываются на их поведении и занятиях.

Благоприятно сказывается на развитии личности ребёнка отсутствие внутренних конфликтов. Основой для подобных конфликтов может быть расхождение между сформировавшимся уровнем притязаний в различных областях (учение, спортивные занятия, положение среди сверстников, положение в семье) и реальным положением дел. Например, младший школьник привык к хорошим оценкам, а они стали хуже из-за того, что он стал меньше прилежен. Он привык к похвалам, а теперь его не хвалят. Он привык к тому, чтобы товарищи его слушались, а теперь его не слушаются. Дома он был кумиром, а теперь родился маленький, и всё внимание перенесено на него… Из всего этого, может рождаться раздражение, недовольство, зависть - если нежелательные особенности поведения вовремя не замечаются взрослыми и если те не предпринимают необходимых предупредительных мер.

Основой для конфликтов может быть не только несоответствие высокого уровня притязаний реальному положению дел, но и стремление во что бы это не стало сохранить превосходство.

Если у ребёнка самооценка вообще была понижена (из-за нездоровой обстановки дома, неважных отношений в школе, неверия в свои силы), то дальнейшее ухудшение реального положения может вызвать у него состояние отчаяния и безвыходности. В этих случаях особенно недопустимы попрёки и насмешки – ими ничего не поправишь, они лишь усугубляют плохое самочувствие ребёнка. Родителям следует подбодрить ребёнка, дать ему возможность проявить упорство и усердие. Он, несомненно, добьётся известного улучшения в делах; а вместе с тем придёт и уверенность в том, что он может так же, как и другие ребята, успешно заниматься.

Если же с самого начала самооценка была повышена, не соответствовала положению дел, то осознание изменения обстоятельств (стал получать плохие отметки, посыпались замечания о недостатках в поведении) ведёт к аффективным вспышкам, проявляется в озлобленности, в обвинении окружающих (придираются, несправедливы), в переживании чувства зависти. Надо помнить о том, что повышенное внимание окружающих лишь к успехам ребёнка (при некритическом отношении к его недостаткам) в ряде случаев приводит к образованию у ребёнка устойчиво высокой самооценки, которую нелегко перестроить, да и сама эта перестройка происходит болезненно.

Ребёнка, не уверенного в своих силах, застенчивого, переживающего как нечто фатальное свои случайные неуспехи, надо подбадривать, внушать ему веру в свои силы – так, чтобы его самооценка повысилась. В случае же большой самоуверенности, чувства превосходства над своими товарищами, при очень высокой самооценке надо отмечать недостатки, изъяны в выполнении тех или других действий, чтобы снять любование собой, установку на пренебрежительное отношение к сверстникам; только так может быть создано более правильное отношение к себе.

На развитие личности ребёнка может неблагоприятно отражаться недостаточное развитие у него навыков труда, вообще привычки делать что-либо настойчиво, систематически. Отсюда возникает лень и разболтанность даже тогда, когда даются интересные задания. Борьба с такой неорганизованностью, с ленью – неотложное дело. Усилия ребёнка при выполнении нелёгкого задания всегда подкрепляйте ободряющими словами. Вызовите веру в то, что задание может быть выполнено хорошо. Ребёнок должен привыкнуть к необходимости усилий и вместе с тем увидеть, что добросовестный труд и воля вознаграждаются успехом.

И наконец, как само собой понятное условие успешного формирования ценных качеств личности ребёнка - хороший психологический климат в семье и в коллективе класса.

Младший школьный возраст - это время, когда контакты взрослых с ребёнком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребёнка, его забот, волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому (если его слушают, конечно). В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития маленького школьника, залог возникновения, роста и укрепления необходимых качеств и свойств личности.