Как подготовить детей к школе
Вопрос о том, готовить или не готовить детей в школу, пережил дискуссионную стадию. Мнения ученых-психологов, учителей, родителей, имеющих опыт воспитания, совпадают: да, надо готовить. Ибо, чем более подготовленными придут дети в школу, тем глубже они усвоят программу, тем легче для пройдет адаптация.
Что вообще входит в понятие «подготовленный ребенок»? Что важнее всего?
Прежде всего – воспитать здорового, крепкого, закаленного ребенка, чего нельзя достичь за месяц перед 1 сентября, даже за год. А это очень надо. Врачи делают неутешительные выводы. У части детей плохое зрение и плохой слух, часть детей подвержена быстрой утомляемости, многие уже имеют хронические заболевания. А у скольких детей дефекты речи.
Все это приводит к неуравновешенности, нервозности, легкой возбудимости, неумению контролировать свои поступки и действия, что почти сразу сказывается на учебе. И естественно, на настроении родителей.
Положение усугубляется тем, что исправить его сразу не удается, на это требуется немало времени, усилий и настойчивости со стороны родителей. Поэтому надо помнить, что школьные пятерки и четверки зарождаются задолго до первого школьного звонка. Зарождаются в самых обычных, будничных заботах о том, чтобы ребенок побольше двигался на воздухе, чтобы правильно питался, чтобы его окружала дома деловая, спокойная атмосфера семьи, способствующая формированию доброго, спокойного нрава.
Только физически крепкие дети в состоянии справиться с нагрузкой в школе не в ущерб своему здоровью.
В понятие «подготовка к школе» входит еще одна важная забота – забота об общем умственном развитии дошкольника, ибо школа сразу, в первый же день, предъявит свои требования к его памяти, к уровню мышления, к речи. Внимание к общему развитию ребенка намного важнее внимания родителей к букве алфавита, к умению считать до 1000, читать.
Нужно много разговаривать с детьми, не оставлять без внимания их вопросы, таким образом расширяя представления их об окружающем мире во взаимосвязи явлений и вещей.
А когда ребенок сядет за парту, ему будет все интересно на уроке. Интересно потому, что ему уже нравится узнавать. Интересно потому, что он активно участвует в процессе обучения.
Школа сразу, на второй день учебы, предъявляет свои требования к памяти ребенка и к его мышлению. А ведь родителям совсем не трудно их развивать. Скажем, вы идете на прогулку. Поиграйте с ребенком в интересную игру: подсчитайте, сколько автобусов, машин встретилось на вашем пути, сколько вы увидите девочек и мальчиков.
Сделайте это несколько раз, варьируя эти небольшие задания. Можно, например, предложить другой вид игры: на стол положить 10-11 предметов, дать возможность ребенку внимательно на них посмотреть, запомнить, проговорить вслух названия. А потом, когда он отвернется, быстро убрать со стола 1-2 предмета и предложить ребенку сказать, каких предметов не хватает. Это веселая, интересная игра-шутка очень развивает внимание, и дети ее любят.
Несколько слов о развитии памяти. Самый доступный, на мой взгляд, метод развития памяти дошкольника – это заучивание стихотворений наизусть. Я имею в виду интересные, большие по объему сюжетные стихотворения Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака. Попробуйте почитать детям эти сказки на ночь, 2-3 раза подряд. Повторите их утром, когда гуляете по парку, в лесу – и вы убедитесь, как от месяца к месяцу, от года к году будет крепнуть память ребенка и обогащаться его речь.
Итак, разучивание стихотворений, прослушивание звукозаписей, игры-шутки, просмотр детских передач – вот далеко не полный перечень возможных вариантов развития детского внимания и памяти.
Школа предъявляет свои требования и к умению мыслить, к уровню мышления первоклассника. Могут ли родители способствовать развитию мышления ребенка? Да, и это тоже не требует дополнительного времени.
Вместе с ребенком шили сарафанчик и, конечно, рассказали и показали, что такое метр. В сегодня вместе прошагали на речку – целый километр, а может два? И конечно же, вы не забыли спросить о том, как сегодняшний километр отличается от вчерашнего метра – что меньше, а что больше?
Еще до школы у детей должно быть вполне отчетливо представление о таких вещах, как «выше – ниже», «уже-шире», «тоньше-толще», «больше-меньше» и т. д. Нет-нет да и подбросьте шутливые задачки на смекалку. Это гораздо полезнее, чем механический счет до 100 без заминки.
Примеров и рекомендаций по развитию мышления великое множество, но не в том цель. Важно, а это самое главное, плодотворное участие родителей в умственном развитии дошкольника. Все это, разумеется, следует делать в игре, не насилуя волю ребенка, ни в коем случае не переутомляя его.
Если мы поможем основательно до школы, в школе не будет трудно. Будет радостно и хорошо ребенку и родителю, а это очень важно.