СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на родительском собрании «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании «Профилактика жестокого обращения с детьми»»

Выступление на родительском собрании

«Профилактика жестокого обращения с детьми»


Выступила: учитель высшей категории истории и обществознания

МБОУ «СОШ №11» ИГОСК Бодрая Е.А.


Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Статистика показывает, что все больше родителей применяют физическое наказание над детьми, а остальные активно используют другие виды насилия: угрозы, оскорбления, жесткий контроль. Внутрисемейное насилие над детьми получает оправдание в глазах родителей и общества. Причем, форма физического наказания за непослушание во многих семьях вошла в привычку, и родители не стыдятся об этом говорить. Насилие в семье вызывает чувство большого стыда у ребенка, о нем труднее всего рассказать, оно порождает насилие и во взрослой жизни.

Остановимся на одной из основных форм жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение травм и/или физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

* убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
* родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
* родители (или один из них) имеют психические заболевания;
* нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
* родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
* родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
* дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Причины жестких мер воспитательного воздействия на детей:

1. Не слушается.

2. Капризничает, не придерживается общепринятых норм.

3. Проявляет упрямство.

4. Осознанно поступает неправильно.

5. Несколько раз игнорирует замечание взрослого.

В качестве причины нужно определить состояние риска взрослого по отношению к насилию:

1. Нетерпеливость, не выдерживают нервы.

2. Заканчиваются аргументы и терпение.

3. Желание выместить свою беспомощность на ребёнке.

4. Желание, чтобы тебя слушались.

5. Отсутствие других способов воздействия.

Таким образом, из отмеченных выше данных можно сделать вывод о том, что большинство родителей не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребёнка, кроме как унижающих его.

Очень важно, чтобы педагоги могли распознавать по физическим и поведенческим признакам детей, подвергающихся физическому и моральному насилию.

Показатели физического насилия над ребёнком

Особенности внешнего вида ребёнка и характер травм:

- внешние повреждения, имеющие специфический характер (синяки и ссадины, разрывы и порезы во рту, на губах, раны неизвестного происхождения, отпечатки пальцев, следы от ударов ремнем, укусов, и т.д.);

- повреждения внутренних органов или костей, припухлость и болезненность суставов, множественные переломы, которые не могли быть следствием несчастных случаев.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка:

- боязнь физического контакта с взрослыми;

- плаксивость, одиночество, замкнутость, отсутствие друзей;

- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

- суицидальные попытки;

- совершает побеги из дома, боится идти домой, особенно после получения плохих отметок.

- жалуется на болезненность при движениях, неловкость передвижения;

Особенности поведения:

Младший школьный возраст

* стремление скрыть причину повреждений и травм;
* боязнь идти домой после школы;
* одиночество, отсутствие друзей;
* плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
* агрессивность.

Подростковый возраст

* побеги из дома;
* употребление алкоголя, наркотиков;
* попытки самоубийства;
* криминальное или антиобщественное поведение.

Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семьи сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

* противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
* обвинение в травмах самого ребенка;
* позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
* отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
* неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
* больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1. Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.
2. Поговорите с родителями.
3. Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.
4. Обратитесь в органы опеки и попечительства.
5. Обратитесь в полицию или прокуратуру.
6. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи, к школьному психологу.

Эффективности предупреждения жестокого обращения с несовершеннолетними, должен способствовать межведомственный подход к решению этих проблем с помощью всего гражданского общества, взаимодействие ведомств всех ветвей власти с правозащитными и иными общественными организациями, в том числе, уполномоченного по правам ребенка.
    


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!