Выступление на родительском собрании
«Развитие навыка грамотного чтения, как фактор повышения качества обучения у младших школьников» Подготовила: Егорушкина О.А.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребёнка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Выделяются четыре качества навыка чтения:
правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Управлять процессом формирования навыка чтения можно
при соблюдении следующих условий:
- при формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление;
- выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребёнка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Навык чтения включает в себя два компонента:
техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения включаются следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного произведения.
Главное – понимать и осознавать прочитанное, ведь ребёнок учится читать для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, выработку собственного отношения к читаемому. Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.
Научить читать - одна из главных задач учителя,
которая стоит при обучении первоклассника. От умения читать зависит успешное обучение школьника. Жизнь показывает, что если ребенок научился читать в период обучения грамоте, то он ощущает себя успешным, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, то он теряет веру в способность успешно усваивать знания.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской компетенции школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы уделено начальной школе.
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.
Сухомлинский В.А, выдающихся советский педагог, писал: «Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе». Действительно, чтение это источник знаний, способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, а также творческих сил. Чтение является могущественным средством воспитания и развития нравственности и эстетики у ребенка. Умения и навык чтения формируются еще и как вид умственной деятельности и как средство саморазвития и самовоспитания.
Задача начального образования – научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению. Такая задача актуальна в наши дни, так как чтение играет большую роль в образовании и развитии человека. Чтение - это то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, который имеет обучающий характер, который используют ученики при изучении всех учебных предметов. Значит, нужна целенаправленная работа над развитием навыков чтения.
Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности.
Литературное чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого решаются задачи общие для всех предметов гуманитарного развития младшего школьника. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Поэтому тема формирования навыка чтения младших школьников очень актуальна.
ФГОС НОО по «Литературному чтению»
предполагает следующие предметные результаты:
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения.
Предполагается, что формирование навыков чтения будет проходить более успешно, если в процессе будут использованы упражнения, направленные развитие выразительности, осознанности, правильности и темпа чтения.
Все обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ученик овладел техникой чтения, устной и письменной речью и если он полюбит уроки литературного чтения, то он хорошо будет усваивать и остальные предметы. В стандарте начального образования сказано, что к концу 4-го класса, учен Формирование навыка чтения – является одной из самых важных и сложных задач начальной школы. Этот навык является фундаментом и основой для всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов)
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Оба компонента опираются друг на друга и взаимосвязаны. Программа начальной школы предполагает постепенное совершенствование от класса к классу. В наше время многие дети читают неохотно и мало, уроки чтения для них скучны. Это происходит из-за нескольких причин: спад интереса к чтению, множество других источников получения информации, уменьшение времени на чтение.
Управлять процессом формирования навыка чтения можно, если соблюдать следующие условия:
1. При формировании навыка необходимо опираться на развитие таких психологических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
3. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся только положительную мотивацию, интерес к чтению и к книге вообще.
4. Формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как задачу не только специального урока – урока чтения, но и как одну из задач других уроков.
Успешность учеников в обучении зависит от мотивации. При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Для самостоятельного чтения предлагается детям перечитывать любимые стихи и сказки, это стимулирует антиципацию, способствует чтению целыми словами.
Целью литературного образования в школе является «становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности».
Таким образом, ФГОС начального и основного образования ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. В настоящее время отмечается резкий спад интереса к чтению литературы, на то есть множество причин. Следовательно - важнейшей задачей уроков литературы является воспитание творческого, талантливого, эстетически образованного школьника, как читателя. Для того, чтобы добиться такого результата, нужно систематически долго и упорно работать над совершенствованием навыка грамотного чтения, в целях повышения качества процесса чтения у школьников.