СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на родительском собрании "Роль родителей в развитии познавательной активности у младших школьников с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании "Роль родителей в развитии познавательной активности у младших школьников с ОВЗ"»

Выступление на родительском собрании

«Роль семьи в развитии познавательной активности младшего школьника с ОВЗ».

Уровень познавательной активности обучающегося определяет эффективность решения образовательной, развивающей и воспитательной задач обучения. Познавательный интерес является главным мотивом активной учебной деятельности.

Для обучающихся с нарушением интеллекта характерна несформированность познавательных интересов и низкая познавательная активность, что определяется замедленным темпом психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Советский психолог Н.Г. Морозова в своих исследованиях отмечала, что у детей с нарушением интеллекта наблюдается слабое развитие познавательных процессов. Это подтверждается тем, что они практически не испытывают потребности и желания в познании окружающей действительности.

Наиболее сохранной у младших школьников является чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и эти познавательные процессы слабо развиты. Это выражается в неточности и слабости дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, что соответственно затрудняет процесс ориентировки детей в окружающей действительности.

Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения полученной информации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Дети данной категории способны легче запоминать внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, но ими хуже осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Произвольное запоминание, требующее многократных повторений, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками формируется намного позднее. Механическая память младших школьников сформирована на достаточном уровне, но логическое опосредованное запоминание мене развито.

Из-за особенностей развития памяти, школьники испытывают трудности в получении и сохранении информации и ее воспроизведении. Из-за трудностей в установлении логических отношений, информация, которую получил учащийся, воспроизводится им бессистемно, с ошибками и искажениями. Самые большие трудности ребенок испытывает при воспроизведении словесного материала.

Внимание младших школьников характеризуется низким объемом, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. У детей данной группы в большей степени нарушено произвольное внимание, это проявляется ослаблением волевого напряжения, которое направлено на преодоление трудностей, и выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обучающийся с трудом сосредотачивается на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Но в том случае, если задание он может выполнить и оно ему интересно, его внимание может определенное время удерживаться на должном уровне. Внимание развивается только в деятельности, при этом деятельность должна быть такой, чтобы побуждать к развитию волевые проявления учащихся.

Таким образом формирование познавательного интереса учащихся с нарушениями интеллекта является на сегодняшний день одной из актуальных задач. Ведь только в состоянии интереса усваивается материал быстрее и прочнее, от желания учится, самостоятельно и творчески выполнять учебные задания зависит в дальнейшем полноценное развитие ребенка и его успешная адаптация в социум.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет. Важный источник познавательной активности школьника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Повысить качество ощущений и восприятия, оказать благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы, а именно овладение отдельными мыслительными операциями, способна правильно организованная познавательная деятельность, предполагающая опору на практическую деятельность, организацию и проведение специальных коррекционных мероприятий.

Для формирования познавательной активности учащихся, стойкого познавательного интереса необходимы стимулы, которые вызовут эмоции удивления, радости, удовольствия. Такими эффективными приёмами, активно воздействующими на познавательную деятельность учащихся, на их волевую и эмоциональную сферу, являются:

• Игровые методы

• Исследовательская (проектная) деятельность.

Ведущей деятельностью у младших школьников с интеллектуальными нарушениями остается игра. Именно в игре происходит формирование познавательной активности. В игре ученик добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ему удовольствие. Ребенок проявляет активность и инициативность. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Как было сказано ранее, для формирования устойчивых интересов у детей необходимо сотрудничество семьи и школы. Для формирования познавательного интереса у ребенка необходима «почва», которую и должны подготавливать родители с самого детства у своих детей. Во-первых, родители должны организовать жизнь ребенка, во-вторых, создать условия для формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода, режим дня. В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

·измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

·познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

· азбуки картинные, книги для первого чтения;

· былины, мифы, легенды;

· часы настенные и календарь;

· настольно-печатные игры – лото, пазлы;

· настольные игры – домино, шашки, шахматы;

· чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

· оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности. Пути появления интереса у ребенка:

1. Эмоциональное отношение к делу;

2.Воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:

  • открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

  • Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

  • Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь

  • Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними.

  • Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

  • Проводите совместные наблюдения и опыты. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

  • Используйте игровые ситуации: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, расширяют кругозор). Игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.).

  • Активно участвуйте с ребятами в конкурсах (конкурсы влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя).

  • Организуйте походы, семейный выезд за город, на природу, экскурсии, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное). Экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ним, укрепляют его связь с жизнью, практикой, а также формируют учебно-познавательный интерес.

  • Способствуйте получению положительного результата. Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность ребенка неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности дошкольника, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов).

  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение и мотив. Эмоциональная обстановка, «настраивающая» ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых разнообразных моментов, имеющих отношение и к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, и к коллективу товарищей. Совокупность всех этих условий создает соответствующий эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного интереса имеет чрезвычайно большое значение.

Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.









Литература


1.Баскакова, И.Л. Внимание школьников с нарушением интеллекта: Учебное пособие / И. Л. Баскакова. - М.: МГПИ, 1982

2. Богаченко, Е. А. Игра как современный метод воспитания / Е. А. Богаченко // Начальная школа. – 2010. – № 6.

3.Дульнев, Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. ― М.: Педагогика, 1971.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5.Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок / А.Р. Лурия.- М.: Правда, 1960.

6.Морозова, Н. Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в образовательных учреждениях // Коррекционно-воспитательная работа в специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1990.

7. Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/16998/2/2022telepnyovaaa.pdf

8.Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М. : НПО «Образование», 1988.